Найти тему

Цифровая грамотность педагогов: реалии и перспективы

Проблема цифровой грамотности педагогов сегодня чрезвычайно актуальна. Цифровая грамотность в наше время — это фундамент для развития профессиональных компетенций педагогов (учителей, воспитателей, психологов и др.), во всем мире наличие сформированной цифровой грамотности является важным условием приема на любую работу.

При написании статьи ставилась цель уточнить понятие «цифровой грамотности педагогов», выявить трудности и проблемы в ее формировании и определить возможные пути их решения.

В настоящее время в СПб центре оценки качества образования и информационных технологий проводится исследование по оцениванию уровня цифровой грамотности педагогов Санкт-Петербурга, первые результаты исследования представлены в данной статье.

Каково содержание понятие цифровая грамотность?

Рассмотрим систему определений цифровой грамотности.

В Википедии дается следующее определение “Цифровая грамотность означает способность человека находить, оценивать и четко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. Она оценивается по грамматике, композиции, навыкам набора текста и способности создавать текст, изображения, аудио и дизайн с использованием технологий” [4].

В документах ООН подчеркивается, что “цифровая грамотность — это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни” [1, 2].

В исследовании НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) говорится, что “Цифровая грамотность - это базовые знания, навыки и установки, необходимые для жизни в цифровом обществе” [5].

Обобщая, можно констатировать, что цифровая грамотность - это

● совокупность знаний, умений и навыков, необходимых любому человеку в условиях глобальной цифровизации;

● установки, которые позволяют человеку постоянно совершенствоваться и развиваться в области цифровых технологий;

● необходимая база для результативной жизни и деятельности в цифровом обществе.

Принципиальным в определении понятия является психологическая категория установки [3], которое обычно трактуется, как психологическое состояние, которое выражает нашу готовность к определенному поведению. Поскольку мир цифровых технологий постоянно и быстро меняется, педагоги должны быть готовы к непрерывному развитию и совершенствованию своей цифровой грамотности.

Понятие цифровая грамотность тесно связана с понятиями цифровые компетенции и цифровая компетентность. Цифровые компетенции являются составляющими цифровой грамотности (поскольку включают конкретные знания, умения, навыки, установки и качества личности), цифровая компетентность - результат использования цифровой грамотности для решения бытовых и профессиональных проблем.

Каковы содержание и структура цифровой грамотности современного педагога?

Для понимания содержания и структуры цифровой грамотности исследовать показатели и компоненты цифровой грамотности (Таблицы 1, 2). Показатели определяют ее содержание, компоненты структуру. При определении показателей и компонентов цифровой грамотности за основу приняты исследования НАФИ [5].

Показатели (составляющие) цифровой грамотности

Таблица 1.

Для успешности профессиональной деятельности педагога важны все показатели.

Таблица 2.

Структурные компоненты цифровой грамотности

-2

Какие существуют проблемы и как их можно решить?

С целью выявления проблем в формировании и развитии цифровой грамотности педагогов в СПб центре оценки качества образования проводится анкетирование педагогических коллективов школ, кроме того, происходит анализ результатов участия педагогов в профессиональных конкурсах, связанных с использованием цифровых технологий.

Выявленные проблемы

● Концептуальное отставание системы образования от тех процессов, которые происходят в обществе в условиях глобальной цифровизации, в частности сегодня активно говорится о цифровой трансформации, в образовании это понятие используется пока недостаточно активно.

В Википедии подчеркивается, что цифровая трансформация (англ. digital transformation, DT) — это трансформация системы управления путем пересмотра стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и целей, обеспечиваемая применением цифровых технологий. Когда мы говорим о цифровой трансформации мы имеем в виду фундаментальные изменения в любой системе, в том числе в системе образования.

Сейчас все школы уделяют внимание вопросам цифровизации, но этот процесс обычно не носит системного характера и не приводит к существенным изменениям образовательного процесса (использованию новых моделей уроков, внедрению формирующего оценивания, использованию принципов новой цифровой дидактики).

● Не всегда адекватная (часто завышенная) оценка уровня своей цифровой грамотности педагогами, непонимание, какие существуют проблемы и ограничения и как их преодолеть, иными словами проблемы в функционально-деятельностном и рефлексивном компонентах цифровой грамотности.

Завышенная оценка связана с тем, что не существует специальных инструментов для оценки цифровой грамотности педагогов, а существующие инструменты (например, тест Цифровой гражданин https://it-gramota.ru) не имеют широкого распространения в системе образования. Педагоги оценивают состояние своей цифровой грамотности интуитивно на основании показателей: умею набрать текст в Word, создать презентацию в Power Point, найти информацию в Интернет, использовать готовое интерактивное задание (например, learningapps и др.), а не на основании комплексной и всесторонней оценки.

● Негативное отношение педагогов к необходимости постоянного развития в области цифровых технологий, в данном случае опять наблюдается отставание в рефлексивной составляющей.

Данная проблема является весьма существенной, потому что без ее решения нельзя говорить о новой организации образовательного процесса, о составлении индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, о персонализации процесса обучения, о внедрении новых моделей уроков, о существенной роли самостоятельной работы в обучении и формировании умения обучаться в течение всей жизни.

Способы решения выявленных проблем

1. Необходимы общедоступные инструменты для оценки уровня цифровой грамотности педагога (с учетом специфики профессиональной педагогической деятельности), эти инструменты должны активно использоваться в практике работы учебных заведений.

2. Цифровая грамотность и реальные цифровые компетенции должны быть важными компонентами профессиональной компетентности современного педагога.

3. Результаты оценки цифровой грамотности должны учитываться при аттестации педагогов.

4. Нужна система непрерывного профессионального развития и роста в области цифровых технологий

a. специальные программы профессиональной переподготовки в этом направлении;

b. программы повышения квалификации в области цифровых компетенций и цифровой грамотности;

c. ресурсы для постоянного профессионального развития (интегрированные сайты/блоги, видео каналы);

d. мероприятия, ориентированные на развитие цифровой грамотности (вебинары и семинары, конференции, профессиональные конкурсы и соревнования, школы педагогического мастерства) .

В целом можно говорит о том, что задача формирования и развития цифровой грамотности педагогов в настоящее время носит принципиальный характер. Без ее решения нельзя обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса в школе, достижение новых образовательных результатов, нельзя ожидать появления нового цифрового учителя, который по-новому организует образовательный процесс и постоянно совершенствуется в области цифровых технологий.

Список источников

1. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator. United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018

2. Martin, Grudziecki. “DigEuLit: Concepts and Tools for Digital Literacy Development. DigEuLit: Concepts and Tools for Digital Literacy Development”, 2006, Media and information literacy: curriculum for teachers. Wilson C., Grizzle A., Tuazon R., Akyempong K., Cheung Chi-Kim, UNESCO, 2011

3. Установка. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Установка_(психология) (Дата цитирования 10.01.2022)

4. Цифровая грамотность. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_грамотность (Дата цитирования 10.01.2022)

5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе /Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.