Найти тему

Зачем иконе нужен оклад?

Оклады, или ризы для икон — это воплощенная потребность человека украшать и благодарить. Замечу сразу: ни Господь, ни Богородица, ни святые не нуждаются, конечно, ни в чем материальном, но традиция украшения икон — благочестивая и очень древняя. Хорошая традиция, по-моему.

На Руси изготовлением окладов занимались специальные мастера, это было отдельное и уникальное направление в декоративно-прикладном искусстве. В Историческом музее, в Музеях московского Кремля и не только вы увидите оклады невероятной красоты, они могут быть представлены и отдельно от икон.

Икона Св. Спиридон Тримифунтский Чудотворец в окладе с серебрением
Икона Св. Спиридон Тримифунтский Чудотворец в окладе с серебрением

В зависимости от материальных возможностей заказчика, риза иконы могла быть изготовлена из драгоценного металла или жести (!), встречаются и расшитые вручную оклады редкой красоты.

Очень трогательно старались украсить оклад той или иной иконы в знак почтения и благодарности наши предки: на старинных ризах можно увидеть как драгоценные и очень дорогие камни, так и разноцветные кусочки стекла. Оклады изнутри обивались бархатом, чтобы не повредить икону и часто использовались еще и для того, чтобы защитить драгоценный образ от внешнего воздействия.

Несомненно, традиция изготовления окладов жива. И мы стараемся ее продолжать! О наших окладах следует сказать особо. По-моему, они прекрасны. На них и текст, и изображение, имеющие непосредственное отношение к святому, и украшения.

Икона Св.Николай "Кормчий" в окладе с серебрением и эмалью
Икона Св.Николай "Кормчий" в окладе с серебрением и эмалью

Итак, каждая икона создается отдельно и изображение на нее наносится полностью (нас часто спрашивают, есть ли изображение на поверхности, скрытой под окладом: да, есть!).

Каждый оклад изготавливается отдельно в цеху гальваники из меди на основании эталонной формы, затем его покрывают слоем серебра, а потом наносят чернение и покрывают эмалью там, где задумано нашей замечательной Натальей Майса — главным художником мастерской.

Икона Божией Матери "Всех скорбящих радость", посеребрённый оклад
Икона Божией Матери "Всех скорбящих радость", посеребрённый оклад

Когда оклад готов, его бережно вручную «надевают» на каждую икону, и в самый последний момент закрепляют камни-самоцветы или другие украшения.

Камни в наших окладах — конечно, главное украшение. Они несут в себе свет и радуют красотой, показывают наше отношение к иконе как к духовной драгоценности. Малахит, агат, жадеит, розовый кварц, унакит, перламутр, нефрит, аметист: совершенно разные и очень красивые камни-самоцветы.

В старину, желая украсить иконы, наши предки инкрустировали в оклад речной (необработанный) жемчуг. Со временем, в отсутствие влаги, жемчужины высыхали и уменьшались, вследствие чего выпадали из оклада...Остается только догадываться, как наши богобоязненные праотцы расстраивались, пока не разобрались, что к чему.

Икона Св. Серафим Саровский в окладе с серебрением и камнями
Икона Св. Серафим Саровский в окладе с серебрением и камнями

Ссылка на сайт, где представлены наши иконы с окладами, чтобы вы могли их рассмотреть.