Найти в Дзене

История музыкантства (6 часть): поиграем в «классики»

Оглавление

Чтобы понимать эволюцию музыкального мира, нужно понимать и контекст исторических событий, и прошлое музыки и истории.

1750 год — год смерти Иоганна Себастьяна Баха. Год, который условно считается завершением эпохи барокко и полного верховенства эпохи классицизма.

Для начала, периодизация эпохи классицизма в музыке: примерно с конца 17 века до грани, где Бетховен ещё был жив, а композиторы-романтики уже вовсю начали творить (первая четверть 19 века). Технически получается, что довольно долгое время две эпохи спорили между собой за первенство. Но победила эволюция — т.е. классицизм.

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно. Заранее спасибо! ⬅️

_____________________________________________________________________

«Деревенский фестиваль». Клод Лоррен
«Деревенский фестиваль». Клод Лоррен

Основные технические и идейные особенности классицизма в музыке:

  • Флэшбэки на возрождение и античность и эдакое поклонение им. Вообще это любопытная особенность — эпохи перекликаются через одну: античность, возрождение, классицизм и в чём-то 20 век против средневековья, барокко и романтизма.
  • Жёсткое противопоставление барокко. Это тоже особенность каждой эпохи — утверждать, что «Раньше было хуже», но классицизм vs барокко — это одно из наиболее ярких противопоставлений.
  • Изменение стилистики музыки — полифония на гомофонно-гармонический стиль. Полифония (т.е. переплетение голосов) не ушла из жизни полностью, однако явное первенство было отдано стилю «мелодия + аккомпанемент», что мы видим и по сей день.
  • Утверждение и осознание новых на тот момент музыкальных форм (например, основной формы — сонатного allegro).
  • Формирование состава оркестра в виде, который в целом дошёл до наших дней (смотрите картинку ниже — современные рассадки оркестра в Европе и Америке):
Европейская рассадка. Важно: такого количества инструментов не было в оркестре во времена эпохи Классицизма. Это — Большой симфонический оркестр максимального состава. Такие использовались уже во времена позднего романтизма и далее
Европейская рассадка. Важно: такого количества инструментов не было в оркестре во времена эпохи Классицизма. Это — Большой симфонический оркестр максимального состава. Такие использовались уже во времена позднего романтизма и далее
Американская рассадка. Музыкальная культура Америки вообще сложилась сильно позже европейской, поэтому картинка просто для примера и сравнения
Американская рассадка. Музыкальная культура Америки вообще сложилась сильно позже европейской, поэтому картинка просто для примера и сравнения

Композиторы эпохи классицизма

Пост про высокий венский классицизм и триаду композиторов-венских классиков у меня уже был, поэтому прикрепляю ссылку — в дополнение к этой статье можно и нужно ознакомиться:

Напомню лишь, что венскими классиками звали Гайдна, Моцарта и Бетховена и что именно они стали эдакой вершиной и итогом всей эпохи классицизма в музыке. Но что было до них?

Стоит упомянуть о нескольких «школах» классицизма в музыке до вышеуказанных композиторов:

  1. Берлинская, или се­ве­ро­не­мец­кая школа — по­нятие, объ­еди­няю­щее ком­по­зи­то­ров в Бер­ли­не в средине-конце 18 века. Представители: И. И. Кванц, И. Г. и К. Г. Грауны, Ф. и Й. А. Бенда, Ф. В. Марпург, К. Ф. К. Фаш, К. Ф. Бах, И. Ф. Аг­ри­ко­ла, И. Ф. Кирнбергер, К. Ни­хель­ман.
  2. Мангеймская школа — на­прав­ле­ние в му­зы­ке 18 в., сло­жив­шее­ся в Ман­гей­ме и оз­на­ме­но­вав­шее пе­ре­ход от сти­ля ба­рок­ко к классическому стилю. Сыг­ра­ло важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии симфонии и ка­мер­но­го ан­самб­ля на пути к венской классической школе. К сер. 18 в. при­двор­ная ка­пел­ла Ман­гей­ма объ­е­ди­ни­ла ряд пер­во­класс­ных му­зы­кан­тов-ком­по­зи­то­ров и ис­пол­ни­те­лей. Родоначальник и объединитель школы — Ян Вацлав Антонин Стамиц. Представители: Ф. К. Рих­тер, А. Фильц, К. Кан­на­бих, Ф. Бек, Дж. Тоэ­ски, К. Ста­миц, И. Френцль, П. Рит­тер. 
  3. Ранняя венская школа — также одно из творческих объединений, собравших композиторов-реформаторов раннего классицизма и повлиявших на Венскую школу и великую триаду композиторов. Представители: Г. К. Вагензейль, М. Г. Монн, И. Г. Ройтер, Й. Старцер.
Ян Вацлав Антонин Стамиц
Ян Вацлав Антонин Стамиц

Все эти школы и композиторы подвели историю музыки к упорядочиванию форм, стилей и жанров, чтобы прекрасные Моцарт, Гайдн и Бетховен сделали своё дело — сотворили шедевры классической музыки, которые знают буквально все. Но самое главное — они ушли в тень, совершенно незаслуженно. А о них надо помнить и знать. Без этих композиторов не было бы всем известных шедевров.

А какая музыка эпохи классицизма нравится вам? Пишите в комментариях!

——————————————————————————————————

Смотрите другие части цикла:

——————————————————————————————————

Канал «Поэтический кабачок»:

Поэтический кабачок | Yandex Zen

——————————————————————————————————

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊