В конце марта я, выбрав по прогнозу пару солнечных дней, поехал в Великий Новгород — полюбоваться природой и архитектурой этого чудесного места.
Облетая на квадрокоптере Юрьев монастырь, я заметил вдали на холме крошечную церковь. Она действительно была крошечная и вдали — вот как это примерно выглядело (пришлось стрелочку нарисовать).
Чем-то она притягивала мой взгляд — и я решил слетать туда.
Надо сказать, что я не особо люблю улетать далеко, да ещё и через водную преграду — случись что с квадрокоптером, мне его будет не достать.
Но в данном случае мне почему-то захотелось нарушить собственное правило — тем более, что заряд был полный, а погода была идеальной.
И я улетел на два километра, и увидел там вот что.
Я сразу узнал её — это была знаменитая церковь Спаса на Нередице, церковь с удивительной и трагической судьбой.
Построена она была в 1198 году, а через год её стены были расписаны фресками. Эти фрески были наиболее ценным памятником новгородской монументальной живописи, имели замечательную сохранность и были созданы с великим мастерством.
Всемирная слава фресок Спаса на Нередице пришла в 1867 году, когда их копии были представлены на Всемирной выставке в Париже.
В начале XX века в церкви была проведена первая реставрация, и до 1930-х годов фрески активно изучали, делали с них многочисленные копии, эскизы и чертежи.
А потом пришла война. Спас на Нередице оказался на рубежах обороны советских войск, и в октябре 1941 года храм был разрушен огнём немецкой артиллерии, вся роспись погибла.
Казалось бы, на этом история заканчивается. Но нет, она только начинается.
В 1944 начались работы по спасению храма. В 1947 были проведены первые раскопки, а в 1957 храм был законсервирован.
На основе обмеров и исследований была создана математическая модель разрушения храма.
Были известны направления обстрела и места взрывов — на основе этого было рассчитано, как разлеталась штукатурка, и в каком месте нужно искать обломки фресок с определённого участка стены. Где-то они осыпались вертикально вниз, где-то — разлетались веером.
Вся площадь храма была тщательно размечена на квадраты, составлен план работ, и в 2001 году все фрагменты фресок были собраны, классифицированы и переданы в реставрационные мастерские.
Вот как это выглядит.
В тех пор вот уже более 20 лет каждый день ведётся кропотливая работа по воссозданию фресок.
Сотни тысяч обломков разложены по специальным лоткам, и реставраторы на основе многочисленных сохранившихся копий воссоздают оригиналы фресок. Конечно, было бы здорово, если бы такой труд можно было автоматизировать, но работники отдела реставрации рассказали, что имеющиеся прототипы программ, помогающих собирать такую мозаику, делают это в 5-7 раз медленнее опытного сотрудника...
P. S. забыл сказать, что внешние стены храма были восстановлены в 2004 году.