Найти в Дзене

Культурные практики на сельских территориях: в кулуарах

Оглавление

Между выступлениями и презентациями мы побеседовали с участниками круглого стола «Сельские территории и современные культурные практики».

Между выступлениями и презентациями мы побеседовали с участниками круглого стола «Сельские территории и современные культурные практики».

Елена Наумова, директор Музея судьбы русской деревни, село Учма, и Василий Смирнов, основатель музея Учмы, лауреат фонда Дмитрия Лихачева «За подвижничество».

– Вы следите за историей Сепа и наших проектов?

Елена: Да, слежу, с 2018 года точно.

– Что вас трогает в наших проектах?

Василий: Меня как раз трогает то, чего нет у нас в Учме. У вас в создание музея включились жители. В Сепе эти жители есть, а у нас их нет. Мы вдвоем с Еленой все это делаем, и все.

– А что общего у Учмы и сепской истории, на ваш взгляд?

Василий: Общее то, что у вас там тоже есть погибшие деревни, исчезнувшие. Что вся деревенская культура рухнувшая… Сейчас все занимаются не тем, чем раньше занимались, не сельским хозяйством… Если у нас ловили рыбу, были фермы, коровы, то сейчас у нас две коровы на четыре деревни осталось, и все. А до этого было сорок коров…

Елена: У нас на первый взгляд абсолютно разные культурные истории. Например, в Учме никакого фольклора не сохранилось, нет носителей просто. Но, несмотря на разные национальные и эмоциональные «окрасы», у нас с Александром Юминовым есть какие-то волны и струны, которые берут энергию в одном месте. Потому что параллельно с вашей Секретной картой я подавала в прошлом году на потанинский грант проект с затерянными историями. Я подавала два проекта, и оба они вышли в финал. Должны были выбрать один из них, и выиграл другой проект. А общее у нас – внимательность к людям, к окружению, к истории. Более того, я считаю, это прекрасные тандемы, когда носители истории, наследия работают в паре с горожанами, которым видны вещи, которые удивляют. Мы с Александром работаем на свою, нашу аудиторию, и поэтому нас удивляют и вдохновляют одни и те же вещи. Какие-то затерянные промыслы, затерянные эмоциональные составляющие. Это просто внимательность горожанина и желание выспросить истории у близких носителей и передать их дальше. Мы делаем очень маленькое заметным для большого круга людей. Причем для своего круга людей. И я говорю не об избранности и не о снобизме. Когда я приехала в Учму, музей уже существовал. Мы решили его переделать, сделать чуть более понятным. И когда мы начали, Василий говорит: «А вдруг наш музей никому не будет интересен? Только нам самим, как игрушка?» Я отвечаю: «Да. Но таких, думающих в том же ключе, как мы, уже имеется какое-то количество. Их, возможно, немного, но они есть. И мы будем просто делать музей на эту аудиторию». Те, кого ничто не интересует, не поедут в Сеп, не поедут в Учму. А те, у кого есть вопросы к самому себе, будут думать, пытаться выслушать опыт предшествующих поколений, в том числе и фольклор, и не только фольклор. Это аудитория, которая внимательна к рассказам других людей, которая готова к диалогу.

-2

Татьяна Ившина, исполнительный директор Фонда «Ульяновск – культурная столица»

– Институту менторства социокультурных сельских инициатив, существующему в Ульяновской области, могут позавидовать многие регионы. Удмуртия, я уверена, точно. Это действительно сеть культурного менеджмента, которая поддерживает конкретные территории. Вы где-то видели прообразы такого института или придумали его сами?

– Сотрудник нашего фонда съездила на один семинар по развитию сельских территорий в Татарстане. И встретилась там с человеком, который презентовал основы идеологии этого проекта. А мы раньше работали с территориями. Я десять лет работала министром культуры области и прекрасно знаю все села, деревни, директоров домов культуры, библиотек. И знаю, что у них есть какой-то порыв что-то сделать. Но где-то районный начальник не поддержал, в другом месте начальник сказал: сиди, не рыпайся… И потом этот порыв потихоньку затихает. И когда мы на эту технологию посмотрели применительно к нашему региону, поняли, что нам не хватает людей, которые могли бы помогать территориям в развитии. У нас параллельно корпорация «Развитие» запустила программу по подготовке команд инвестиционного развития. Туда входили министерство экономического развития, различные департаменты, которые отвечают за привлечение инвесторов. Команды учили, как работать с инвесторами. А у нас тогда был губернатор, который всегда говорил, что невозможно решать только экономические задачи – параллельно нужно решать и культурные. И получилось, что у нас одновременно были запущены два процесса: министерство экономики запустило программу подготовки инвестиционных команд развития, а мы гуманитарных программ развития. И мы стали выбирать менторов, курирующих районные территории. Менторами стали мои сотрудники, представители университетов, некоммерческих организаций. Мы не платили им зарплату, была лишь небольшая грантовая поддержка. Но по большому счету это оказались люди из категории: «Я не могу иначе». У кого-то это звучало четко: «Мои родные из этого района. Я хочу, чтобы район, где живут моя бабушка, мой дедушка, был процветающим…» То есть у всех была разная мотивация, но однозначно не денежная. Это были действительно волонтеры территорий.

Текст –
Светлана Мальцева Фото – Светлана Мальцева, Алексей Шевцов

-3

Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA Records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект "Секретная карта деревни Сеп" реализуется при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив.

#KAMARecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд