После того, как 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит шпион U-2, американское командование не на шутку напряглось и решило убрать стратегический разведчик A-12 от советских границ подальше, передислоцировав его в Азию. Параллельно стартовала разработка его более совершенного и быстроходного наследника — легендарного SR-71 Blackbird. Самолет получился во всех отношениях выдающимся. Настоящий вынужденный оверинжиниринг.
Гром с небес
Во время испытаний «Черного дрозда» (так с английского переводится Blackbird) мирных жителей пугали громовые раскаты неизвестного происхождения в совершенно ясную погоду. Летом 1967 года военно-воздушные силы США наконец раскрыли секрет. Оказалось, что душераздирающий грохот издавал стратегический разведчик, летящий очень-очень высоко на совершенно запредельных скоростях. Некоторые граждане, правда, возмутились еще сильнее и безо всякого почтения к детищу высоких технологий затеяли судебную тяжбу. Подумаешь, какой-то самолет… В качестве компенсации ущерба им выплатили 35 тысяч долларов. Не самые маленькие деньги во времена Элвиса!
Суперскорость, супервысота и суперкостюм
Не станем откладывать в долгий ящик одну из самых впечатляющих особенностей «дрозда» и сразу откроем карты. В 1976 году небесный шпион установил абсолютный рекорд для пилотируемых самолетов — 3529,56 км/ч, примерно в три раза быстрее скорости звука! А еще он довольно высоко забирался и однажды установил соответствующий рекорд — 25 929 метров. Для сравнения, большие гражданские лайнеры обычно летают на высоте 9–12 километров.
Потенциал SR-71 Blackbird явно превосходил возможности человеческого организма. Дело в том, что кислородные маски при стандартном давлении теряют эффективность на высотах свыше 13 километров. Пилот уже не может нормально дышать, и существует риск потери сознания. Для миссий «Черного дрозда», а также более раннего A-12 были разработаны скафандры полного давления. В дальнейшем их примерил экипаж космического транспортника «Шаттл».
Горячо, очень горячо!
Круизинг где-то между землей и космосом в поистине бесчеловечных динамических режимах является серьезнейшим испытанием для техники. Прежде всего потому, что на скорости 3 Маха титановый корпус при трении о воздушную массу раскалялся до 300 и более градусов. Для охлаждения обшивки инженеры Lockheed применили черную краску на основе феррита (сплава железа) и тем самым пристрелили сразу трех бизонов. Покрытие рассеивало тепло, снижало радиолокационную заметность и маскировало шпиона на фоне ночного неба. И, конечно же, придавало самолету неповторимый потусторонний вид.
Кстати, о титане. Его компания Lockheed брала у… Советского Союза. Читай, вероятного противника. Как? Очевидно, окольными путями через хитросплетение различных схем с подставными компаниями.
Стрелять? А нечем!
SR-71 выглядит, словно готовый уничтожить планету зловещий истребитель инопланетных захватчиков. В действительности он лишен какого-либо оборонительного и наступательного вооружения. А, соответственно, мог быть жертвой перехватчика МиГ-31, который на больших высотах развивал 3000 км/ч. Эти самолеты неоднократно встречались в небе и не всегда в пользу американской стороны. Так, например, в мае 1987 года «дрозда» занесло в наше заполярное воздушное пространство, откуда его прогнал МиГ.
Разведчик предназначался не для боевых действий, а для аэрофотосъемки. Комплекс современной аппаратуры позволял всего за час полета на 24-километровой высоте прочесать 155 тысяч квадратных километров. Такой вот господствующий в стратосфере «Шарик с фоторужьем». Очень быстрый и почти неуловимый.
За годы эксплуатации с середины шестидесятых до конца девяностых ВВС США теряли супермашины, но не в результате попадания снарядов, а из-за погодных условий. Blackbird оставался недосягаемым для систем противовоздушной обороны. Так, например, во время войны во Вьетнаме шпиона тщетно пытались сбить, потратив порядка 800 зенитных ракет.
Заправка в воздухе
«Черный дрозд» получился не просто большим, а гигантским. Его длина достигает 32,74 метра против 31,26 метра у A-12. Взлетная масса, равная 77 100 кг — другой удивительный параметр. Дело в том, что 46 180 кг из нее приходилось на топливо! Оторваться от земли со всем этим добром, как в старом анекдоте, машина не могла. Но лететь как-то надо было, поэтому в процесс включили тридцать модифицированных заправщиков Boeing KC-135Q Stratotanker. Разведчик поднимался в небо с умеренным запасом горючего на пять с лишним тысяч километров или полтора часа, разгонялся до сверхзвуковых режимов чтобы прогреть обшивку и лишь затем встречался с «летающей бензоколонкой» на высоте 7,5 километра. Поглотив запасы из резервуаров заправщика крейсер отправлялся выполнять задание.
Охлаждение топливом
SR-71 питался специально созданным горючим JP-7. Густым, с высокой термоустойчивостью и температурой воспламенения. При отрицательных температурах топливо утрачивало текучесть, а потому подогревалось и параллельно использовалось не только по прямому назначению, но и для охлаждения буквально всего и вся.
Смесь циркулировала под обшивкой от резервуаров к двигателям. В процессе оно нагревалось до более чем 300 градусов и успевало выступить в роли хладагента системы кондиционирования кабины, остужало двигатели, гидравлическую систему, элементы планера и другие компоненты.
Дорогое удовольствие
SR-71 известен не только сверхскоростью и неуязвимостью, но и феноменальными эксплуатационными затратами. Птица высокого полета очень дорого обошлась государству. За три с половиной десятилетия расходы военного ведомства превысили миллиард долларов. Вот лишь несколько фактов. Пара двигателей Pratt&Whitney J58 на крейсерской скорости пожирали около 600 кг топлива в минуту. Один полет вместе с заправкой в небе обходился в 8 (восемь!) миллионов долларов.