В последний день первого месяца весны исполнилось 150 лет с момента рождения первой женщины-министра в истории – А.М. Коллонтай. В годы Великой Отечественной войны она была послом в Швеции, и не только не допустила втягивания этой страны в войну, но и способствовала выходу из войны Финляндии.
Этой деятельности Коллонтай посвящен художественный фильм «Посол Советского Союза» (1969 год, режиссер Георгий Натансон), который актуален и сегодня.
Александра Михайловна Домонтович родилась в аристократической семье русского генерала. Она получила прекрасное домашнее образование, владела несколькими языками (включая понадобившиеся ей позже шведский и финский). В возрасте 21 года Александра вопреки воле родителей вышла замуж за небогатого офицера Владимира Коллонтая и через пять лет оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении.
После событий 1905 года Александра Коллонтай эмигрировала и продолжила революционную деятельность с феминистским уклоном в европейских странах. После начала Первой мировой войны она осудила «империалистический характер войны» и примкнула к большевикам. В 1915 году за свою революционную деятельность Коллонтай была выдворена из Швеции и поселилась в Дании.
После октябрьских событий 1917 года Коллонтай получила пост народного комиссара общественного призрения (социального обеспечения) в первом составе Совета народных комиссаров. Однако позднее Александра Михайловна выступила против Брестского мира и вышла из состава правительства. В годы Гражданской войны Коллонтай возглавляла наркомат агитации и пропаганды Крымской советской республики и политотдел Крымской армии.
Во время знаменитой «дискуссии о профсоюзах» 1921 года Коллонтай поддержала позицию А.Г. Шляпникова, что резко ухудшило ее отношения с Лениным. После идеологического поражения Александра Коллонтай была отправлена на дипломатическую службу в Норвегию, а затем в Мексику.
С 1930-го по 1945 год Александра Михайловна Коллонтай была посланником, а затем и послом в Швеции, где она достаточно успешно противостояла попыткам распространения влияния нацистской Германии в Скандинавии. В это время у немолодой уже женщины случился инсульт (1942 год), затем левосторонний паралич (1943 год) и второй инсульт (1945 год). В марте 1945 года Коллонтай была отозвана в Москву, где умерла 9 марта 1952 года.
Александра Коллонтай прожила насыщенную и противоречивую жизнь: будучи дворянкой, она «изменила собственному классу» и стала революционеркой; будучи убежденной пацифисткой, она желала поражения своей Родине во время Первой мировой войны, но отдала все силы, чтобы СССР победил во Второй мировой войне. Парадоксальным образом пацифизм и феминизм Коллонтай, не востребованные в Советском союзе после 20-х годов, способствовали успехам советской дипломатической деятельности в Скандинавии.
Образы Коллонтай неоднократно появлялись в фильмах историко-революционного жанра; еще бы, женщина-революционер, дочь генерала, соратница (до поры до времени) самого В.И. Ленина. В этих кинокартинах, в основном, показывается революционная или личная жизнь Коллонтай, а ее дипломатическая деятельность почти не затрагивается. Исключение составляет фильм «Посол Советского Союза», вышедший в постоттепельное время, но несущий черты предыдущей эпохи.
Картина начинается с хроникальных кадров 30-х годов: факельного шествия, сжигания книг и пожара в Рейхстаге. После выхода «Обыкновенного фашизма» (1965 год, режиссер Михаил Ромм) использование немецкой хроники для демонстрации событий тех лет стало общим местом. «Огненные кадры» и демонстрация высадки десанта сменяются показом фонтанов и каруселей Стокгольма (используются кадры 60-х годов, что заметно для профессионалов). Кипучая жизнь в Германии противопоставляется тихой и размеренной скандинавской действительности.
В советском посольстве в неназванной стране (хотя понятно, что это Швеция: показан флаг, король-теннисист и пр.) сидят и слушают сводку с фронта. В это время в окно, разбивая стекло, влетает камень с угрозами в адрес посла. Ситуация в Скандинавии в начале 40-х годов схожа с обстановкой конца 60-х, когда весь «цивилизованный мир» осуждал ввод войск Варшавского договора в Чехословакию.
Тем не менее, посол Елена Николаевна Кольцова (Юлия Борисова) едет на автомобиле с флагом СССР для получения ноты шведского правительства о советской бомбардировке прибрежного Брунхольма. В качестве доказательства прилагают осколок бомбы, на котором нет клейма. Понимая, что это может быть использовано в качестве casus belli, Кольцова едет в поселок, где задает озлобленным рыбакам (убежденным, что их бомбят советские самолеты) резонный вопрос: «Зачем русским бомбить вас, если так нужны бомбы на фронте?».
Рыбаки задумываются, и один из них по прозвищу папаша Гунар привозит Кольцовой осколок бомбы с «обратным адресом» (немецким клеймом). Такой аргумент нечем бить, и шведы, несмотря на немецкое давление, остаются нейтральными.
Параллельно вспоминается инцидент, когда Кольцова пыталась вручить верительные грамоты шведскому монарху (блистательный Анатолий Кторов), но это было сделать не так просто. Дело в том, что король выдворил в 1915 году будущего дипломата из страны за революционную деятельность. Тем не менее, в фильме Кольцова, играя на рыцарстве монарха, упоминая о его увлечении вышиванием, налаживает контакт. Русский посол, понимая разность государственных идеологий, предлагает королю сосредоточиться на торговых контактах.
В фильме интересно показано общение шведского короля, напоминающего персонажа произведений Андерсена, и сильной, но обаятельной женщины, похожей на шведскую королеву Кристину. Елена Николаевна показана умной (о ней говорят, что у «этой дамы острый мужской ум») и при этом очень женственной и элегантной. Вспомнить хотя бы сцену с примеркой «кошачьего меха» (впрочем, Кольцова утверждает, что это «чистопородный русский заяц»), который выдается за львиный: «выдать кошку за льва – прием дипломатии со времен Ришелье». На королевском балу мех посла приглянулся графине Рунге, которая убеждает своего брата – финансиста Юлиуса Хельмера (прототип – предприниматель Валленберг) торговать с Россией, чтобы у нее были такие же меха. Русский мех как русский газ – не только важный предмет экспорта, но и аргумент в дипломатических переговорах.
Там же, на балу, Кольцова дает быструю пресс-конференцию, отвечая на словесные выпады скандинавских журналистов: обвиняет социал-демократа в том, что он «изменяет собственному классу», и называет феминистский журнал юмористическим за то, что он пишет о национализации женщин в СССР (измененная идея Коллонтай 20-х годов). К тому же госпожа посол ведет переговоры с Хельмером, убеждая его торговать с Советским союзом, чтобы в условиях кризиса «замедлить развал капитализма», предрекаемый Лениным. Бывшая революционерка Кольцова забывает о марксизме и экспорте революции, если это необходимо ее стране, и говорит о том, что действительно важно всем – о международной торговле.
Интересен момент, когда графиня Рунге приносит гуманитарный груз для ленинградцев в советское посольство и намекает на то, что ее брат беспокоится о своих предприятиях, которые вот-вот будут разбомблены советскими самолетами. На это Кольцова просит передать ему привет, а когда они встречаются в следующий раз, прямо призывает Хельмера способствовать переговорам с премьер-министром «соседней страны» (намек на Финляндию), и тогда его предприятия не пострадают.
При посредничестве бизнесмена госпожа посол проводит переговоры с премьер-министром «соседней страны» возле водопада, предварительно уйдя от погони нацистов, и «выводит из войны 35 дивизий». При этом Кольцова получает известие о гибели сына на фронте, что очень сильно ранит ее. В данном эпизоде указывается скорее на инсульт посла, ведь реальный сын Коллонтай служил дипломатом и не воевал.
Принося мир в «соседнюю страну», Кольцова напоминает, что это государство получило свободу из «рук Ленина» и СССР это очень ценит. Далее следует сцена с концертом, на котором исполняется 7-я «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича. По мнению участников, это был абсолютный триумф русского искусства. Завершается фильм показом Парада Победы (24 июня 1945 года), где присутствуют хроникальные Сталин и Жуков, а также добавленная туда с помощью монтажа советский посол Кольцова, которая «счастлива, что дожила до этого дня».
Я далек от оценки профессиональной деятельности Александры Коллонтай, ее эволюции от антигосударственной революционерки до патриотки своего Отечества, в конце концов, она единственная из первого революционного правительства пережила 1937 год, да и переговоры по выходу Финляндии из войны положили начало добрососедским отношениям двух стран.
Что касается кинообраза Коллонтай – Елены Николаевны Кольцовой, то, на мой взгляд, в нем хорошо сочетается реальность (элементы биографии, исполнение «Симфонии № 7» как инструмент «мягкой силы», переговоры через представителей финансовой элиты) и вымысел (молодость и женственность посла как элемент дипломатии: использование символизма «рыцарь – дама» в общении с королем).
«Посол Советского Союза» – фильм, который был нужен в конце 60-х (один из лидеров проката, картину посмотрели 38,9 млн зрителей), когда после «пражских событий» страна подверглась осуждению. Тогда важно было не только напоминать о военной победе, но и показать, как дипломат должен приближать конец войны: способствовать сохранению нейтралитета, грамотно проводя переговоры не только с министрами, но и с финансистами.
Поэтому необходимо снимать качественные фильмы не только и не столько о военных победах, но и об успехах российской дипломатии: несомненных в прошлом и возможных в настоящем.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic