Найти в Дзене
Бегущая по волнам

Онлайн-урок в горном ауле

Пару лет я отработала в онлайн-школе. Деньги за урок там, честно скажем, крошечные, но можно получить колоссальный опыт и совершенно не думать о том, откуда взять учеников. Они сами будут ежедневно сыпаться на тебя как из рога изобилия. За то время, честное слово, я видела всё. Подсказывающих из-за угла бабушек и бьющих своих детей на глазах учителя мам, учеников жующих и убегающих, плачущих и не совсем здоровых… А ещё голых пап в красных труселях на заднем плане, шикарных бенгальских котят и лысых кошек, паучков и палочников, костюмы динозавров, ободки с рожками дьявола и многое другое. Но больше всего мне запомнилась девочка Амина. Вернее, сам урок. Я каждый раз просила администраторов указать, чтобы новые ученики не подключались с мобильного телефона. Очень уж тяжело заниматься русским языком и литературой, писать на электронной доске человеку, у которого твоя фотография занимает половину крошечного экрана, а из всего текста он видит одно слово. Но снова новый ученик и крошечный

Пару лет я отработала в онлайн-школе. Деньги за урок там, честно скажем, крошечные, но можно получить колоссальный опыт и совершенно не думать о том, откуда взять учеников. Они сами будут ежедневно сыпаться на тебя как из рога изобилия.

За то время, честное слово, я видела всё. Подсказывающих из-за угла бабушек и бьющих своих детей на глазах учителя мам, учеников жующих и убегающих, плачущих и не совсем здоровых… А ещё голых пап в красных труселях на заднем плане, шикарных бенгальских котят и лысых кошек, паучков и палочников, костюмы динозавров, ободки с рожками дьявола и многое другое.

Но больше всего мне запомнилась девочка Амина. Вернее, сам урок.

Я каждый раз просила администраторов указать, чтобы новые ученики не подключались с мобильного телефона. Очень уж тяжело заниматься русским языком и литературой, писать на электронной доске человеку, у которого твоя фотография занимает половину крошечного экрана, а из всего текста он видит одно слово.

Но снова новый ученик и крошечный экран телефона.

Произношу приветственные фразы и тут же спрашиваю, есть ли в дальнейшем возможность подключаться к уроку с компьютера или планшета.

Начинаю урок бодро и весело, а сама уже вижу странную картину.

Женщина, целиком закутанная в чёрные одежды, сидит в сарае. Может, я неверно называю сию постройку, только вокруг сено, бродят куры, невдалеке кто-то мычит или блеет, чуть ближе плачет малыш.

– Нет, не можем, – резко отвечает мне женщина на русском языке с характерным акцентом.

– Меня зовут Мария Борисовна, как я могу к Вам обращаться?

– Азиза я.

– Очень приятно. А с кем я буду заниматься, у меня записано «Амина». Амина, литературное чтение, 1 класс.

– Да, Амина, вот она. Я мама. Иди сюда.

Откуда-то снизу вылезает девочка лет 9-10. Пока она идёт к нам, мама сыплет предложениям с ругательными интонациями на своём языке. Сбоку громко завопил ребёнок, теперь мама бранит невидимых мне зрителей процесса.

– Здравствуй, Амина, – начинаю я. – Меня зовут Мария Борисовна. Сейчас покажу, как пользоваться электронной доской.

Пока я произношу стандартные фразы и показываю интересные штуки, слежу за обстановкой. Девочка меня не понимает, она не говорит по-русски совсем. Прошу маму рассказать о целях нашего занятия.

– Учи читать по-русски.

– Знает ли Амина буквы?

Идет новый блок перепалки, показалось несколько женщин слева, все они также укутаны в чёрные одежды, одна с малышом на руках.

– Знает, начинай, – командует мне она.

Достаю простенький текст для дошкольников. Нет, это не по силам. Из всех букв Амина узнала только М и А, с моей подсказкой ещё несколько согласных.

Быстро показываю ей О, её легко запомнить. После каждой моей реплики мама переводит Амине, потом среди зрителей начинаются какие-то обсуждения.

Но у нас уже готова группа букв, из которой можно сочинить много слов. И мы погнали.

Читать девочка не умеет, за 15 минут с учётов перевода и криков всех вокруг мне удаётся превратить М и А в МА, М и О в МО, используя метод «словолодочки».

С телефона работать тяжело, но тут ещё и связь ужасная. Получается, что картинка мигает, звуки прерываются, чувствуешь себя разбитой, будто два часа разгружала тяжёлые ящики, а не занималась с детьми любимым делом.

Но девочка довольна, она ухватила суть и чувствует прогресс, готова работать ещё.

Однако наше время истекло. Я рассказываю маме об успехах дочки и о планах, но ей это не нужно. Оказывается, она требует сократить цену урока, иначе заниматься дальше не будет.

– Эти вопросы, а также возможности получить скидки и отсрочку платежа Вы можете обсудить с администратором, – устало повторяю я маме в третий раз. – Я могу пометить, в какие дни и часы Вам удобно заниматься, записать все пожелания. Администратор свяжется с Вами сразу после урока.

Последние минуты проходят в том же духе. Мама очень недовольна правилами и школой, системой и чем-то еще.

Нет, я внимательно слушаю ее, вернее пытаюсь это делать, так как плохая связь обрывает потоки ее речи, оставляя несвязные фрагменты.

Амина сидит рядом. Она-то слышит фразы целиком, только они звучат как песня на незнакомом языке. И песня это вовсе не певучая лирическая…

Я знаю таких мам и понимаю, что вряд ли ещё раз увижу эту девочку. Громко плачет малыш, блеет коза, на экран попала засохшая веточка…

www.koroda.ru
www.koroda.ru

Занавес