Кавказ
Само название анализируемого произведения – «Хаджи-Мурат» – заставляет нас обратиться к Востоку, в такой его репрезентации, как Кавказ. Кавказская война XIX века — сложный клубок человеческих судеб. Никогда Кавказ не был монолитным образованием ни в национальном, ни в политическом смысле, регион всегда населяло большое количество народов, каждый из которых имел свои традиции, правителей, привычное место проживания.
В период этой «странной» войны, в которой было невозможно ни генеральное сражение, ни определение четкой линии фронта, ни безусловное разграничение на «своих» и «врагов», многие жители горных аулов ради собственного выживания вынуждены были лавировать между властью местных ханов, князей, недавно образованного имамата, проповедующего одно из исламских учений — мюридизм, прислушиваться к авторитетному мнению старейшин своих общин и как-то реагировать на экспансию, где-то мирной, где-то очень жестокой, чужеродной Российской империи. Большое количество участников политической и военной жизни порождало еще большее количество конфликтов.
Кто же такой Хаджи-Мурат?
Это имя человека, который действительно существовал в истории. Герой – храбрый, смелый воин. В период с 1834-го до 1836-й год Хаджи даже возглавлял Аварское ханство. До этого герой служил наибом, то есть уполномоченным Шамиля. Случилось так, что – согласно истории – в то время, когда Толстой гостил на Кавказе, Хаджи переметнулся на сторону Российской империи. После этого герой бежал в горы, силясь спасти своих родственником, однако Шамиль, пленивший семью Хаджи-Мурата, поймал беглеца и казнил.
Происхождение Хаджи привлекало внимание как некий идеал: семья – небогата, но дружна с общество ханов. Юному Хаджи свойственно некое – похожее на детское – чистосердечие. Это отражает и детскость улыбки героя, которая сохраняется даже на мертвом лице Хаджи.
Главный герой обладает качествами характера, внушающими уважение, как его соратникам, так и противникам. Он смел в бою, горд, независим, он успешный военачальник, умеющий управлять людьми. Воинственный горец с достоинством рассказывает, что не покорился Гамзату, когда вся Авария покорилась. Читая произведение, изумляешься непомерной энергии главного героя и желанию до последнего бороться за свою жизнь. Вместе с бесстрашием, свободолюбием и гордостью в образе Хаджи-Мурата, автор показывает нам его простоту, чистосердечие и обаяние.
Экранизации
Лев Толстой был не единственным деятелем искусства, которого впечатлили похождения Хаджи-Мурата. Режиссеры СССР, Турции и Италии создали кинопостановки по мотивам книги писателя. Первая экранизация – «Белый дьявол» – вышла в 1930 году в СССР. Режиссер Александр Волков пригласил на главную роль в фильме актера Ивана Мозжухина.
В 1959 году итальянец Рикардо Фреда снял киноленту «Хаджи-Мурат – белый дьявол» с участием Стива Ривза.
Хаджи-Мурат предстает перед читателями жертвой двух правителей: жестокого, деспотичного, властолюбивого, безнравственного императора Николая I и имама Шамиля. Все произведение проникнуто возмущением и отрицанием насилия и гонения человека человеком. Это повесть о народе, ненавидящим смерть.