Передо мной — точнее, перед моим экраном, с обратной стороны — сидит девочка, 9 класс. В модных наушниках, с косичкой, торчащей из собранного хвоста. Скептичный взгляд из-под накрашенных ресниц: мол, ну и что вы мне будете впаривать?
— Привет, Аня. Меня зовут Ульяна. Я тьютор, помогаю ребятам найти своё дело по душе.
Да, вопрос провокационный. Не хочется отвечать, что мама отправила — значит, не взрослая, не сама решает.
Аня молчит. А затем выдаёт:
— Мама хочет, чтобы я наконец определилась. А я не знаю, что хочу.
Вот так сразу. Даже не понадобились предварительные беседы и «танцы с бубнами».
— Ну, ОГЭ-то ты уже выбрала?
— Выбрала… Лишь бы отстали.
— И что, отстали? — искренне интересуюсь я.
Кривая усмешка говорит сама за себя. Похоже, что взрослые активно причиняют ей добро.
В моей работе ситуация развивается с двух сторон
- Мама, когда обратилась ко мне, переживала о том, что её взрослая дочь лентяйка, сидит в телефоне вместо того, чтобы думать о будущем. Учиться не хочет, выбирать профессию не хочет.
- И вот дочь, в глазах у которой недетская серьёзность.
— А почему ты не хочешь идти в 10 класс? — спрашиваю.
— Да надоело мне учиться в школе. Предметы сложные и скучные.
— А что не надоело?
— Ну, на танцы я хожу, мне нравится.
Слово за слово, мы разговорились. Аня видит проблему в том, что у неё нет профессиональных интересов. На танцы она ходит, чтобы поддержать своё тело, но танцором быть не хочет. На волейбольной секции классная тусовка вокруг неё, капитана команды. А на дизайн её привела подруга. Что-то там получается, но сама деятельность особо не вдохновляет. Про школу и говорить нечего — особой любви к предметам давно не испытывает.
Родители Ани, ровно как и бабушки, ждали от неё видимых результатов. Спрашивали, хочет ли она танцевать или рисовать? А может, профессиональной волейбольщицей станет?
Я обычно смотрю, что стоит за этими увлечениями
И вот сквозь её рассказы просвечивает — общение. В детстве игры во дворе, затем походы с одноклассниками на «Юном туристе», теперь друзья в соцсетях и кружках.
Другой мотив — ощущение здорового тела. Спорт не ради результатов, а ради кайфа, когда приятно размяты мышцы, а ноги легко растягиваются в шпагате. Оказывается, танцы и разные виды спорта с Аней были с детства, причём по её желанию — лыжи, плавание, акробатика… Даже на фигурное катание ходила, но недолго.
Третья нить — это красота. Красота в одежде, красота в косметике. Всё-таки дизайн не только из-за подруги. Когда дело касается сочетания цветов, у Ани загораются глаза. А когда всякие графические программы на компьютере — взгляд тускнеет.
Моя задача — собрать паззл из этой информации
Определить мотивы, что нравится, и добавить навыки, способности, образ будущего, жизненные кредо…
Только у нас всего одна консультация. Обычно подросткам в этом возрасте требуется больше времени, чтобы увидеть себя. Но здесь мама сказала, что не готова платить за весь курс. Пусть будет одна встреча — лучше, чем ничего. И с этим не поспоришь.
— Значит, я всегда в жизни буду искать красоту? — невероятно быстро схватывает.
— Да. Ты даже вряд ли сможешь учиться в вузе, в котором тебе внешне не понравится.
Аня активно кивает. Приводит примеры, где её просто выбешивала безвкусица.
В обсуждении незаметно проходит время. Пора собирать камни
— Смотри, у тебя есть три кирпичика — люди, тело, красота. Подумай, в каких профессиях это можно совместить?
— Ну… Это может быть тренер. Спортивный или танцевальный. Инструктор по йоге там…
— Или врач, — добавляю я идей. — Массажист. Тренер по фэйс-фитнесу.
— Или какой-нибудь консультант. Стилист там, косметолог. Парикмахер.
— А ещё может быть руководитель салона красоты или спортивного клуба. Ты в любимой среде и с людьми общаешься.
Выписываем все варианты
На этом этапе важно не критиковать, а собрать как можно больше идей. И после этого переходить к ранжированию.
Надо сказать, что за одну консультацию мы не успели. Нам пришлось встретиться ещё два раза, чтобы сузить варианты и выбрать гипотезы, которые Аня пойдёт проверять.
Оказалось, что у Ани есть амбиции. Ей важен статус, достижения.
— Мне кажется, если я буду просто парикмахером, то это будет как-то мелко для меня.
— Берём планку повыше? — усмехаюсь я, вспоминая, что о ней говорила мама.
В результате Аня остановилась на трёх вариантах:
- 1) красота своими руками — стилист, визажист, парикмахер — как интересное дело для старта;
- 2) педагог в этих сферах, обучение специалистов или детей;
- 3) руководящая и организаторская деятельность.
Всё это — гипотезы, которые Ане предстоит проверить. Как? Разными способами
• Общением с людьми из этой профессии.
• Зависанием в сообществах по каждому направлению, на конференциях, в профлагерях.
• Потренироваться на кошках — братьях, сёстрах, друзьях.
• Побывать на рабочих местах.
• Погрузиться в программу, по которой это направление изучают в высших и среднеспециальных учебных заведениях.
Конечно, времени у Ани на проверку не так много, 9 класс заканчивается. Поэтому она решила пойти на дизайн в Международный колледж бизнеса и дизайна с возможностью перескочить на экономику. А лето посвятить пробам и проверке гипотез.
После колледжа она планирует поступить в вуз — раз уж хочется планку повыше. И параллельно начать работать.
Самое интересное — неважно, будет ли Аня идти по своему плану или в процессе увидит другую, ещё более интересную дорогу.
Главное — у неё загорелись глаза, появилось желание действовать, интерес к жизни и к своему будущему.
А ещё она знает, какие кирпичики заложить в фундамент будущей профессии.
Недавно говорила с её мамой по телефону.
— Я не узнаю Анечку. Вы сделали из неё другого человека! Я сначала боялась, что это вдохновение пройдёт. Но вот уже больше месяца, а она теперь не просто сидит в соцсетях, а изучает какие-то полезные сайты, смотрит обучающие видео. Я и не знала, что такое возможно за три встречи!
А я, радуясь успехам своих ребят, сажусь готовиться к другой задачке — там парень говорит, что он не знает, что выбрать, потому что у него всё получается — он талантлив во всём.
Всё-таки увлекательная это профессия — тьютор. Нахожу под него инструменты — и в путь!
Если вы тоже ищете альтернативные варианты образования детей, подписывайтесь на наш канал!
Автор: Ульяна Тужилина, трое детей, один на СО, тьютор (специалист по выбору профессии), организатор курсов для подростков
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи о семейном обучении:
Как началось наше обучение на дому сразу после садика (в который мы не ходили)