Найти в Дзене

«Теперь дочь изучает полезные сайты, смотрит обучающие видео!» — как вдохновить на учёбу идеей о выборе профессии

Оглавление

Передо мной — точнее, перед моим экраном, с обратной стороны — сидит девочка, 9 класс. В модных наушниках, с косичкой, торчащей из собранного хвоста. Скептичный взгляд из-под накрашенных ресниц: мол, ну и что вы мне будете впаривать?

Я, сама доброжелательность, начинаю:
Я, сама доброжелательность, начинаю:

— Привет, Аня. Меня зовут Ульяна. Я тьютор, помогаю ребятам найти своё дело по душе.

-2

Да, вопрос провокационный. Не хочется отвечать, что мама отправила — значит, не взрослая, не сама решает.

Аня молчит. А затем выдаёт:

— Мама хочет, чтобы я наконец определилась. А я не знаю, что хочу.

Вот так сразу. Даже не понадобились предварительные беседы и «танцы с бубнами».

— Ну, ОГЭ-то ты уже выбрала?

— Выбрала… Лишь бы отстали.

— И что, отстали? — искренне интересуюсь я.

Кривая усмешка говорит сама за себя. Похоже, что взрослые активно причиняют ей добро.

В моей работе ситуация развивается с двух сторон

  • Мама, когда обратилась ко мне, переживала о том, что её взрослая дочь лентяйка, сидит в телефоне вместо того, чтобы думать о будущем. Учиться не хочет, выбирать профессию не хочет.
  • И вот дочь, в глазах у которой недетская серьёзность.

— А почему ты не хочешь идти в 10 класс? — спрашиваю.

— Да надоело мне учиться в школе. Предметы сложные и скучные.

— А что не надоело?

— Ну, на танцы я хожу, мне нравится.

Слово за слово, мы разговорились. Аня видит проблему в том, что у неё нет профессиональных интересов. На танцы она ходит, чтобы поддержать своё тело, но танцором быть не хочет. На волейбольной секции классная тусовка вокруг неё, капитана команды. А на дизайн её привела подруга. Что-то там получается, но сама деятельность особо не вдохновляет. Про школу и говорить нечего — особой любви к предметам давно не испытывает.

Родители Ани, ровно как и бабушки, ждали от неё видимых результатов. Спрашивали, хочет ли она танцевать или рисовать? А может, профессиональной волейбольщицей станет?

-3

Я обычно смотрю, что стоит за этими увлечениями

И вот сквозь её рассказы просвечивает — общение. В детстве игры во дворе, затем походы с одноклассниками на «Юном туристе», теперь друзья в соцсетях и кружках.

Значимость социальных контактов проходит красной нитью через всю её жизнь
Значимость социальных контактов проходит красной нитью через всю её жизнь

Другой мотив — ощущение здорового тела. Спорт не ради результатов, а ради кайфа, когда приятно размяты мышцы, а ноги легко растягиваются в шпагате. Оказывается, танцы и разные виды спорта с Аней были с детства, причём по её желанию — лыжи, плавание, акробатика… Даже на фигурное катание ходила, но недолго.

Третья нить — это красота. Красота в одежде, красота в косметике. Всё-таки дизайн не только из-за подруги. Когда дело касается сочетания цветов, у Ани загораются глаза. А когда всякие графические программы на компьютере — взгляд тускнеет.

Моя задача — собрать паззл из этой информации

Определить мотивы, что нравится, и добавить навыки, способности, образ будущего, жизненные кредо…

Только у нас всего одна консультация. Обычно подросткам в этом возрасте требуется больше времени, чтобы увидеть себя. Но здесь мама сказала, что не готова платить за весь курс. Пусть будет одна встреча — лучше, чем ничего. И с этим не поспоришь.

-5

— Значит, я всегда в жизни буду искать красоту? — невероятно быстро схватывает.

— Да. Ты даже вряд ли сможешь учиться в вузе, в котором тебе внешне не понравится.

Аня активно кивает. Приводит примеры, где её просто выбешивала безвкусица.

В обсуждении незаметно проходит время. Пора собирать камни

— Смотри, у тебя есть три кирпичика — люди, тело, красота. Подумай, в каких профессиях это можно совместить?

— Ну… Это может быть тренер. Спортивный или танцевальный. Инструктор по йоге там…

— Или врач, — добавляю я идей. — Массажист. Тренер по фэйс-фитнесу.

— Или какой-нибудь консультант. Стилист там, косметолог. Парикмахер.

— А ещё может быть руководитель салона красоты или спортивного клуба. Ты в любимой среде и с людьми общаешься.

Выписываем все варианты

На этом этапе важно не критиковать, а собрать как можно больше идей. И после этого переходить к ранжированию.

Надо сказать, что за одну консультацию мы не успели. Нам пришлось встретиться ещё два раза, чтобы сузить варианты и выбрать гипотезы, которые Аня пойдёт проверять.

-6

Оказалось, что у Ани есть амбиции. Ей важен статус, достижения.

— Мне кажется, если я буду просто парикмахером, то это будет как-то мелко для меня.

— Берём планку повыше? — усмехаюсь я, вспоминая, что о ней говорила мама.

В результате Аня остановилась на трёх вариантах:

  • 1) красота своими руками — стилист, визажист, парикмахер — как интересное дело для старта;
  • 2) педагог в этих сферах, обучение специалистов или детей;
  • 3) руководящая и организаторская деятельность.

Всё это — гипотезы, которые Ане предстоит проверить. Как? Разными способами

• Общением с людьми из этой профессии.

• Зависанием в сообществах по каждому направлению, на конференциях, в профлагерях.

• Потренироваться на кошках — братьях, сёстрах, друзьях.

• Побывать на рабочих местах.

• Погрузиться в программу, по которой это направление изучают в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Конечно, времени у Ани на проверку не так много, 9 класс заканчивается. Поэтому она решила пойти на дизайн в Международный колледж бизнеса и дизайна с возможностью перескочить на экономику. А лето посвятить пробам и проверке гипотез.

После колледжа она планирует поступить в вуз — раз уж хочется планку повыше. И параллельно начать работать.

Самое интересное — неважно, будет ли Аня идти по своему плану или в процессе увидит другую, ещё более интересную дорогу.
Главное — у неё загорелись глаза, появилось желание действовать, интерес к жизни и к своему будущему.
А ещё она знает, какие кирпичики заложить в фундамент будущей профессии.

Недавно говорила с её мамой по телефону.

— Я не узнаю Анечку. Вы сделали из неё другого человека! Я сначала боялась, что это вдохновение пройдёт. Но вот уже больше месяца, а она теперь не просто сидит в соцсетях, а изучает какие-то полезные сайты, смотрит обучающие видео. Я и не знала, что такое возможно за три встречи!

А я, радуясь успехам своих ребят, сажусь готовиться к другой задачке — там парень говорит, что он не знает, что выбрать, потому что у него всё получается — он талантлив во всём.

Всё-таки увлекательная это профессия — тьютор. Нахожу под него инструменты — и в путь!

Если вы тоже ищете альтернативные варианты образования детей, подписывайтесь на наш канал!

-7

Автор: Ульяна Тужилина, трое детей, один на СО, тьютор (специалист по выбору профессии), организатор курсов для подростков

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Другие статьи о семейном обучении:

Как началось наше обучение на дому сразу после садика (в который мы не ходили)