Даже далёкие от экономики и политики люди заметили, что рубль в последние несколько дней серьёзно укрепился. За последние 5 дней наша валюта смогла отыграть у доллара и евро большую часть падения с момента начала военной операции на Украине. Естественно, каждый гражданин понимает, что это позитивный момент, который должен сказаться на нашей экономике и, как бы нам хотелось, что и на ценах на товары.
С началом военной спецоперации на Украине цены в магазинах начали расти на различные категории товаров, в среднем рост составил от 30 до 70%, но есть категории, где ценник перемахнул за 100%. Продавцы это мотивировали тем, что курс рубля падает. Вроде бы все логично. Но сегодня мы видим, что рубль укрепляется, а цена на полке остаётся прежней. Почему? Вопрос логичный, поэтому давайте разбираться, что влияет на ценообразование и стоит ли нам ожидать понижения цен на полке.
Почему же мы не видим снижение цен на полках?
Укрепление рубля даёт предпосылки надеяться, что цены на товары должны вернуться к уровню января. И действительно, в долгосрочной перспективе мы ожидаем планомерное снижение цен при аналогичном курсе.
Однако, не стоит забывать и про спекулянтов. Отчасти повышение был вызвано отнюдь не необходимостью, а жаждой сиюмитнутной наживы. Так, одна крупная сеть электроники подняла цены уже 25 февраля, а ведь они получили товар ещё по прежнему курсу. А цены повысили лишь потому, что наши граждане побежали покупать смартфоны, телевизоры, ноутбуки и прочую технику. И эти классные ребята просто поймали волну спроса и подняли цены сразу на 30%. О чем это говорит? О спекуляции, конечно, и диком желании навариться, а также о финансовой неграмотности и глупости наших граждан, которые на фоне истерии поскакали последние деньги вкладывать в айфон.
Но это лишь один из примеров. На самом деле сейчас цены пока не могут быть резко снижены, поскольку рынок все ещё не стабилен. У бизнеса, как и у простых граждан, нет понимания что будет завтра. Товар не приходит вовремя, либо приходиться придумывать новые схемы провоза в Россию и т д.
Андрей Лобода считает, что пока нет позывов для снижения цены, хотя снижение курса доллара и евро по отношению к рублю, безусловно, позитивный момент. Он отметил, что наоборот, цены на продукты могут продолжать расти, поскольку инфляция продолжает бить рекорды. Правда, эксперт тут же отметил, что ценообразование в рознице не имеет прозрачной и понятной схемы, поэтому сложно отследить, где ценник повышен по объективным причинам, а где потому что совести нет. Надеюсь ФАС будет активно контролировать розницу.
Аналитик Эльдар Мазурин считает, что посыл к снижению цен на электронику все же есть. Эксперт отметил, что в основном на технику были выставлены искусственно повышенные цены - на 30-300% выше от первоначальной цены. Это позволило остановить людей, которые готовы были сметать все на своём пути и на последние деньги покупать не нужные им телефоны и прочую технику. Но при этом, граждане, которым эта техника действительно была нужна, все равно приобретали её. Хотя в целом, на рынке электроники произошло падение спроса. Такое повышение цен, помогло избежать дефицита.
Также аналогично были завышены цены на сахар. Вызвано это было тем, что люди массово стали скупать сахар килограммами и это вызвало дефицита товара в сетевых магазин. Например в Петербурге невозможно было купить сахар-песок. Для решения вопррса дефицита ограничили покупку до 3кг в одни руки и подняли стоимость на сахар: за одну пачку просили 50-60р, за каждую последующие около 100-120,р.
Ожидается, что цены на товары пойдут вниз при стабилизации рубля. Сейчас уровень цен высок, поскольку товар мог был закуплен по высокому курсу. Однако, после закупки товара по новому курсу в 84р за доллар, ценник на полке должен снизиться.
Цены все таки пошли вниз
Сейчас спрос на электронику упал, поскольку прошла волна истерии. И поэтому, сетевики вынуждены начать снижать цены, чтобы снова привлекать покупателей.
Ситилинк утверждает, что уже снизил цены на ноутбуки до 20%. Эльдорадо и М.Видео также пересматривать цены, однако, жалуются, что поставщики не спешат снижать стоимость на технику. Wildberries также подтверждает, что на часть товаров цены были снижены до 40% и потихоньку имеют тенденцию возвращаться к уровню января.
В целом, цены снизились на средства гигиены, шампуни на 15-20%, на бытовую технику на 15%, на электронику до 30-40%.
Плечо логистики влияет на ценообразование
Все мы знаем, что теперь у нас есть ряд недружественных стран, которые из-за санкций отказались поставлять в Россию свою продукцию. Если российский рынок нуждается в этом товаре, то агенты найдут как его доставить в Россию и избежать дефицита. Продукт так или иначе окажется в России, однако, возможно, придётся разрабатывать новые логистические маршруты и доставлять, например, через Китай или Индию. Таким образом, плечо логистики увеличивается и стоимость товара неминуемо вырастет.
В целом, тенденция к снижению цены для конечного потребителя есть, однако, нам не стоит ожидать резкого падения ценника. Цены будут снижаться постепенно, либо могут остаться на этом же уровне.
Делитесь в комментариях своим опытом. Заметили ли вы, снижение цен?