Найти тему
HK

Может ли ЕС позволить себе угрожать и наказывать Китай?

Поскольку США подталкивают своих европейских союзников к консолидации в осуждении Пекина, действительно ли такое единство осуществимо?
Поскольку США подталкивают своих европейских союзников к консолидации в осуждении Пекина, действительно ли такое единство осуществимо?

С начала конфликта в Украине предпринимаются согласованные усилия по установлению более "трансатлантического" контроля над внешней политикой Западной Европы, или, говоря более прямо, по приведению ее в соответствие с политикой Соединенных Штатов.

Операции Америки по оказанию влияния на внешнюю политику на континенте огромны, начиная от армии финансируемых аналитических центров, союзных журналистов и, конечно же, политиков. Неудивительно, что ситуация с Россией вплелась в давние попытки заставить Европу соответствовать предпочтениям Америки в отношении Китая, а также ликвидировать "наследие Меркель", связанное с взаимодействием с Пекином.

Это делает саммит Китай-ЕС, который состоится в пятницу, таким критическим моментом. Неизбежно, что такие газеты, как Financial Times, попытались представить это событие исключительно в негативном для Пекина свете, опубликовав статью под заголовком: "Вторжение России в Украину формирует новое единство целей ЕС в отношении Китая" и прогнозируя более жесткую позицию в отношении Китая, который попытается "надавить" на него, чтобы он отрекся от Москвы.

Но это позерство далеко от реальности. То, что ЕС говорит, и то, что ЕС делает - это зачастую две разные вещи, стремящиеся создать видимость единства, несмотря ни на что. На практике у Брюсселя нет ни политической воли, ни единства, ни средств, чтобы всесторонне заставить Пекин что-либо сделать, особенно после того, как он подтвердил, что его стратегическое партнерство с Россией остается "без ограничений".

Мало того, что очевидное единство ЕС в отношении России, которое Financial Times пытается представить как "неожиданность" для Пекина, значительно преувеличено, но еще менее правдоподобным кажется то, что у блока есть политическая решимость выдержать боль от лобового столкновения с гораздо более сильным экономическим партнером, таким как Китай, который сейчас больше, чем весь ЕС по номинальному ВВП.

В любом случае, кажется очевидным, что путь согласования с американскими внешнеполитическими интересами сделает Западную Европу слабее, беднее и менее значимой, чем когда-либо прежде - типичное самосаботирование, которое она часто навязывала себе по указке Вашингтона.

Подход западных стран к Китаю в отношении Украины все больше напоминает стремление получить свой пирог и съесть его тоже - Пекин представляется как противник, конкурент и соперник; в основных СМИ он постоянно изображается с подозрением, презрением и скептицизмом. Происходит попытка милитаризации всего его окружения, США призывают европейские страны принять "индо-тихоокеанскую" стратегию, направить военные корабли в Южно-Китайское море и поддержать Тайвань, в то время как отношения с ним изображаются как бинарная борьба за доминирование между авторитаризмом и либеральной демократией.

За последние два года общая добрая воля Запада по отношению к Китаю была минимальной. Хотя большая часть Европы не была на том же уровне, что и англоязычные страны, усилия США по "закручиванию гаек" были заметны через их каналы влияния. Однако, несмотря на это, от Китая по-прежнему ожидают сотрудничества и выполнения указов Запада по различным вопросам, отвечающим их собственным интересам, часто под прикрытием различных угроз.

При такой позиции неизбежно, что Китай будет продолжать рассматривать свое стратегическое партнерство с Россией как многогранное и крайне важное. Зачем Пекину бросать Москву под автобус в пользу Запада, если Запад явно не проявляет к Китаю никакой доброй воли или намерений? Пекин имеет полное право хеджировать свои возможности и интересы соответствующим образом. Хотя это не означает полного одобрения ситуации в Украине, но и не означает ее осуждения по требованию некоторых стран. Китай действует осторожно и стратегически - было бы наивно доверять США и их союзникам. Если в этой ситуации необходимо какое-то сотрудничество или одолжение, Пекин имеет право потребовать высокую цену в обмен.

Хотят ли члены ЕС мирных переговоров? Тогда, например, частью их должно быть дальнейшее развитие всеобъемлющего инвестиционного соглашения между Китаем и ЕС (CAI) или прекращение смехотворного авантюризма Литвы в отношении Тайваня. Помимо жесткой риторики, следует также отметить, что ЕС сейчас не в том положении, чтобы серьезно противостоять, даже если бы он этого хотел. Прогноз годового экономического роста Германии был снижен всего до 1, 8%, поскольку ее катастрофическая энергетическая политика начинает приносить свои плоды, в то время как инфляция в Испании достигла рекордных почти 10%. Может ли ЕС позволить себе угрожать и наказывать Китай? И поддержит ли это каждая страна ЕС? Ни малейшего шанса.

Поэтому, помимо обычного политического позерства, Китай подойдет к саммиту ЕС проницательно и прагматично, держа руку на пульсе и тонко чувствуя, что не хочет раскачивать лодку. Европа, конечно, может не быть дружественной или дружелюбной по отношению к Китаю, как это было раньше, учитывая оказываемое на нее влияние, но это совсем другое дело, чем быть единой или иметь пространство для противодействия Пекину как блоку, учитывая, что она вряд ли сможет сделать это с Москвой. Но в конечном итоге, если европейские страны хотят добиться реальных результатов, им придется быть готовыми отдать, по крайней мере, столько же, сколько они берут в своем подходе к Китаю, и перестать верить в трансатлантические фантазии. Они должны, наконец, спросить себя: Существует ли на самом деле их самопровозглашенная стратегическая автономия? Или они собираются отбросить беспроигрышную дипломатию со своими крупнейшими торговыми партнерами в угоду угрызениям совести Вашингтона? Наступает решающий момент.