Найти в Дзене

Про «молодец» и «нельзя»

Недавно на радио КП мы говорили про воспитание.

 Как говорят наши читатели про наши эфиры: «Когда встречается любимый журналист и любимый педагог ждешь шедевра». 

Для начала всех волнующий вопрос.

❓Молодец и нельзя — слова запрещенка?

✅ Гуманная педагогика не уживается с запретами, а ставит перед выбором родителя. ❤️ Мы на стороне свободы и любви.

Избегать этих слов или нет?

Этот выбор прост, сначала надо подумать — а чего я хочу?

Каких отношений?

Молодец и нельзя — это как братья-близнецы, несмотря на внешнюю семантическую расхожесть, бьют по крыльям одинаково.

Если речь— инструмент, то эти слова — орудие.

Азбука метода кнута и пряника в действии.

Ведешь себя «хорошо», (что явная субъективная оценка) — молодец, нравишься родине, учительнице, доктору.

 

Человек подсаживается на похвалу и одобрение, становится зависим.

Уже нет кайфа от процесса, обкрадена самоценность творца.

Человек из творца с горящими глазами превращается в эмоционального раба-ремесленника, живующего в страхе оценки: а если кто-то будет лучше?А если я — не молодец?То КТО тогда?

Сюда же можно отнести: «Я тобой горжусь». С успеха и радости человека за свое открытие вектор внимания смещается на одобрение и мысленно медальку от гордящегося. Это как 5 за урок.

Молодец — слово обесценивающее все: динамику, труд, удовольствие, радость открытия, сопереживание.

Вместо этого можно дать развёрнутую обратную связь, описать то, что видишь, задать вопросы.

Так что, нельзя говорить «нельзя»?

Нельзя — слово тупик.

Когда «потому что я так сказала».

Не убедительно и звучит как вызов.

На границе с невозможным.

Но ведь это не так.

Неслучайно в сказках сюжет закручивается через нарушение запрета: не сжигай лягушкину кожу, не пей из копытца, не ходите, дети, за двор…

Тут возникает соблазн нарушения запрета.

Нельзя делить на ноль, есть желатинки раньше супа и уроки прогуливать. А да, с моста свешиваться и воровать тоже нельзя.

Ну а логика? Где внутренняя мотивация? Потребности?

И слово нельзя дискредитирует себя своей неэффективностью.

Вместо внутренней мотивации это — внешний барьер, а они, оказывается, не работают.

А страх наказания- плохой поводырь.

А нужна работа изнутри, активное слушание. Говорить, что слышишь, слышишь, что говоришь.

Меньше всего в уязвимый момент, когда нужна рука помощи близкого мы хотим услышать, что нельзя так себя вести.

Так что вместо «нельзя»?

❤️ я —сообщение, разговор о своих переживаниях

✋🏻нельзя лезть высоко

🙏🏻я беспокоюсь за тебя

*или вариант со звёздочкой - 

просто физически поддержать

❤️ рассказывать о мире, насыщать ребёнка реалистичной информацией, это мотивирует думать и доверять себе, миру, родителям

❤️ задавать проблемные (те, что ведут к цели, формулировке выводов) вопросы 

❤️ не наказывать ни в коем случае

❤️ защищать, при необходимости, физически 

❤️ придерживаться простых правил, показать, что правила не ограничивают, это не карательная мера, а напротив, они делают нашу жизнь лучше.