Недавно на радио КП мы говорили про воспитание.
Как говорят наши читатели про наши эфиры: «Когда встречается любимый журналист и любимый педагог ждешь шедевра».
Для начала всех волнующий вопрос.
❓Молодец и нельзя — слова запрещенка?
✅ Гуманная педагогика не уживается с запретами, а ставит перед выбором родителя. ❤️ Мы на стороне свободы и любви.
Избегать этих слов или нет?
Этот выбор прост, сначала надо подумать — а чего я хочу?
Каких отношений?
Молодец и нельзя — это как братья-близнецы, несмотря на внешнюю семантическую расхожесть, бьют по крыльям одинаково.
Если речь— инструмент, то эти слова — орудие.
Азбука метода кнута и пряника в действии.
Ведешь себя «хорошо», (что явная субъективная оценка) — молодец, нравишься родине, учительнице, доктору.
Человек подсаживается на похвалу и одобрение, становится зависим.
Уже нет кайфа от процесса, обкрадена самоценность творца.
Человек из творца с горящими глазами превращается в эмоционального раба-ремесленника, живующего в страхе оценки: а если кто-то будет лучше?А если я — не молодец?То КТО тогда?
Сюда же можно отнести: «Я тобой горжусь». С успеха и радости человека за свое открытие вектор внимания смещается на одобрение и мысленно медальку от гордящегося. Это как 5 за урок.
Молодец — слово обесценивающее все: динамику, труд, удовольствие, радость открытия, сопереживание.
Вместо этого можно дать развёрнутую обратную связь, описать то, что видишь, задать вопросы.
Так что, нельзя говорить «нельзя»?
Нельзя — слово тупик.
Когда «потому что я так сказала».
Не убедительно и звучит как вызов.
На границе с невозможным.
Но ведь это не так.
Неслучайно в сказках сюжет закручивается через нарушение запрета: не сжигай лягушкину кожу, не пей из копытца, не ходите, дети, за двор…
Тут возникает соблазн нарушения запрета.
Нельзя делить на ноль, есть желатинки раньше супа и уроки прогуливать. А да, с моста свешиваться и воровать тоже нельзя.
Ну а логика? Где внутренняя мотивация? Потребности?
И слово нельзя дискредитирует себя своей неэффективностью.
Вместо внутренней мотивации это — внешний барьер, а они, оказывается, не работают.
А страх наказания- плохой поводырь.
А нужна работа изнутри, активное слушание. Говорить, что слышишь, слышишь, что говоришь.
Меньше всего в уязвимый момент, когда нужна рука помощи близкого мы хотим услышать, что нельзя так себя вести.
Так что вместо «нельзя»?
❤️ я —сообщение, разговор о своих переживаниях
✋🏻нельзя лезть высоко
🙏🏻я беспокоюсь за тебя
*или вариант со звёздочкой -
просто физически поддержать
❤️ рассказывать о мире, насыщать ребёнка реалистичной информацией, это мотивирует думать и доверять себе, миру, родителям
❤️ задавать проблемные (те, что ведут к цели, формулировке выводов) вопросы
❤️ не наказывать ни в коем случае
❤️ защищать, при необходимости, физически
❤️ придерживаться простых правил, показать, что правила не ограничивают, это не карательная мера, а напротив, они делают нашу жизнь лучше.