Введение
Санкции, введенные в 2022 году для России со стороны недружественных ей государств, серьезно осложнили полеты за рубеж на самолетах иностранного производства. К сожалению, все иностранные авиалайнеры именно из этих стран. В дружественных нам странах самостоятельно пассажирские самолеты на данный момент не производят. В лучшем случае это по сути конструкторы из импортных компонентов, как китайский одноклассник «Sukhoi Superjet» - китайский авиалайнер COMAC ARJ21 «Xiangfeng».
В этих условиях главной нашей надеждой для полетов за рубеж в этом году стали отечественные «Sukhoi Superjet 100». 25 марта 2022 года объявлено, в частности, о полетах авиакомпании «Аэрофлот» на этих самолетах в Турцию, Узбекистан, Армению, Египет, Израиль и Казахстан. Данный самолет создан в России, и здесь же выпускается. Да, он преимущественно с иностранными комплектующими. Но планы импортозамещения для него стали реализовать задолго до введения последних санкций против РФ в 2022 году. Сейчас они должны быть ускорены. Ниже об этом самолете и его различных модификациях, включая импортозамещенную SSJ-New (Sukhoi Superjet New), будет рассказано мной подробнее.
История создания
Еще в 80гг. XX века в тогда еще могучем и едином СССР задумались о создании нового самолета на замену Ту-134, а также для частичной замены Як-42 и Ту-154. Данный самолет получил название Ту-334 и стал создаваться с широкой унификацией с Ту-204, взлетевшим в 1989 году, а вступившим в эксплуатацию в 1996 году. В 1999 году, уже в РФ, а не в СССР Ту-334 поднялся в воздух. Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» от 2001 года предусматривала освоение его в производстве и поступление в нашу гражданскую авиацию, уже в 2003 году. Но к тому времени стало ясно, что это был бы хороший самолет для 90гг. XX века, а уже наступил XXI век. Это привело к его высокой стоимости летного часа, чем тогда уже хотелось нашим перевозчикам. Как минимум данная машина потребовала бы модернизации схожей с созданием Ту-204СМ, на базе Ту-204. Но это тоже не столь дешево и быстро, и вдобавок она потребовала бы в любом случае весьма обширного применения иностранных технологий, как и в случае Ту-204СМ. Вместо этого в 2002 году решили создавать новый самолет того же класса с нуля и в тесном сотрудничестве с ведущими западными производителями пассажирской авиатехники. Российское авиационно-космическое агентство объявило конкурс на создание перспективного регионального самолёта, как альтернативы проекту Ту-334. В конкурсе приняли участие: ОАО "Туполев" с Ту-414, ЭМЗ им. В.М. Мясищева с М-60-70, и ОКБ "Сухого" с RRJ. Главными конкурентами были проекты «Туполева» и «Сухого». Проект от «Туполева» имел свои плюсы, но в итоге выбрали проект RRJ, как лучше обеспеченный финансами самого разработчика и имевшего лучшие перспективы на внешних рынках и международной сертификации. В 2003 году «Сухой» заключил соглашение с американской корпорацией «Боинг» о сотрудничестве в деле создание нового своего пассажирского самолета. К тому времени «Сухой» имел не очень большой опыт создания проектов пассажирских самолетов. Также было налажено сотрудничество с авиастроителями Западной Европы. В 2006 году «Боинг» вышел из проекта, но другие американские производители в нем остались, как поставщики компонентов. Тогда же новая разработка была переименована в SSJ 100. 2007 года итальянская «Alenia Aeronautica» взяла на себя маркетинг и послепродажное обслуживание нового семейства российских авиалайнеров на зарубежных рынках. В 2008 году состоялся первый полет российской новинки. А в 2011 году началась его эксплуатация российскими и зарубежными авиакомпаниями.
Описание
«Sukhoi Superjet 100» - построен по классической аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. Композиты применяются очень ограниченно, что соответствовало мировой практике для авиалайнеров на тот момент времени. Самолет на момент запуска в производства состоял примерно на 77 процентов из иностранных комплектующих, хотя в целом создан и просчитан нашими специалистами. Авионика, бортовое оборудование производства ЕС и США. Двигатели SaM146 совместного российско-французского предприятия «PowerJet». Это турбовентиляторный двигатель тягой 7740 кгс, в основе которого французский CFM56.
Металл лайнера российского производства, но композиты тоже иностранные. Вспомогательная силовая установка производства американской «Honeywell» R220. В конструкции применена «темная и тихая кабина» и электродистанционное управление. В основе кабины – технологии корпорации «Аэробус». Экипаж два человека. Нормы шумности и экологии удалось соблюсти даже с запасом. Стоимость летного часа так же не уступает зарубежным конкурентом. Кроме базового варианта "SSJ 100" пассажировместимостью от 86 до 103 человек и дальностью в 3048 км были созданы и запущенны в эксплуатацию несколько вариантов иной вместимости и дальности. Самолет продавался не только на отечественном рынке,но и за рубежом. Но порой возникали нарекания и у нас, и за рубежом из-за плохого постпродажного обслуживания, хотя в целом самолет понравился летчикам и владельцам.
Но в 2014 году против России стали вводить санкции –поставщики узлов, агрегатов и материалов. В итоге мы начали в 2018 году создавать, ранее не предусмотренный вариант известный как «Sukhoi Superjet New». Его главное отличие – это импортозамещение иностранных компонентов. В 2021 году планировалось заменить 97 процентов иностранных компонентов. В 2022 году планы подкорректированы под полную замену таких элементов. Одним из главных элементов данного этого установка отечественного двигателя пятого поколения ПД-8, унифицированного с новейшим российским двигателем ПД-14(подробнее о нем тут). ПД-14 уже проходит испытания на летающем авиалайнере МС-21 (подробнее о нем –тут). Его поставки заказчикам намечены на 2024 год. Плюс проводятся мероприятия по освоению самостоятельного ремонта узлов и агрегатов, включая двигатель SaM146, иностранного производства.
Заключение
Да, сейчас мы часто ругаем руководство нашей авиационной отрасли за выбор в качестве замены Ту-334 именно SSJ-100. Но тогда никто не мог представить санкций зарубежных стран против России. С другой стороны, наши гражданские самолеты на тот момент серьезно уступали своим европейскими и американскими визави. И стремление привлечь в наш гражданский авиапром иностранные технологии тогда было абсолютно правильным. Оно не только могло развить нашу промышленность и было выгодна нашим авиакомпаниям, ибо и на нашей технике они могли на равных соперничать таким образом с авиаперевозчиков на новейшей иностранной технике. Можно лишь сожалеть, что были долгие проволочки с импортозамещением и освоением иностранных технологий, ровно, как и созданием их аналогов. Нынешняя ставка на развитие и импортозамещение проектов SSJ и МС-21 лично у меня находит понимание. Тем более, что полномаштабное возобновление выпуска старых советских проектов, таких как уже летающие Ту-204 и Ил-96 будет тоже очень недешевым. И там тоже может потребоваться импортозамещение. И в любом случае Ту-204(214) (подробнее о нем тут) и Ил-96 уже устаревшие проекты.
Источники
https://aviation21.ru/ssj-100/,
Использованы только открытые источники.
А тут чтение для любителей понять, что, откуда и почему произошло в истории человечества)