Пособие 63 года упоминает устаревшие лаки, растворители и т.д., учитывайте это при чтении.
Первое время для работы дома обойдемся без этюдника и палит-
ры; когда будем писать пейзажи с натуры, приобретем эти предметы.
А пока сделаем палитру сами: возьмем кусок стекла, подклеим к нему
снизу белую бумагу — вот вам и превосходная палитра! Я советую
иметь белую палигру, так как на ней легче выявить яркие и светлые то-
на живописи. Палитру кладем на стул перед холстом. Для начала возь-
мем следующие краски: белила цинковые, кадмий желтый или хром
(хром только в крайнем случае), кадмий красный, краплак, кобальт или
ультрамарин, слоновую кость жженую или сажу, охру светлую, охру
красную, волконскоит.
Это «бедная» палитра красок, но вполне достаточная, чтобы начи-
нать писать. Перечень красок «богатой» палитры я не буду приводить,
так как он приведен в моей статье «Основы живописи маслом» (вып. 1).
Познакомьтесь с ними и, если хотите, приобретите более разнообраз-
ный набор.
При работе масляными красками надо иметь несколько щетинных
кистей разных размеров и несколько колонковых для выписывания де-
талей.
На первое время этого вполне достаточно.
Когда все подготовлено, нарисуйте углем на холсте то, что вы хо-
тите изобразить, — в данном случае натюрморт. Рисуйте со светотенью,
как будто бы вы задались целью сделать самостоятельный рисунок на
холсте. Это имеет большое значение, так как рисунок становится точ-
ным только тогда, когда проанализирована объемная форма предмета.
Ну а дальше? Может быть, уголь надо закрепить? Многие так и делают,
но я бы рекомендовал такой способ, который, по моему мнению, будет
способствовать более храброму обращению с подмалевком, позволит
свободно распоряжаться переливами красок, не боясь «сбить рисунок».
Для этого, после того как рисунок углем готов, обведите тушью, по воз-
можности аккуратно и точно, внешние контуры, а затем смахните
весь уголь с белого холста чистой тряпкой. Останется четкий контур
натюрморта. Этот контур к моменту окончания работы должен быть
записан.
Переходим к технике письма. Постараюсь рассказать об этом наи-
более просто. После того как на холсте будет выполнен рисунок, при-
ступаем к подмалевку. Подмалевок — это наиболее выгодная подкрас-
ка холста с расчетом на последующее письмо. Но все же надо стремить-
ся писать так, как будто вам не придется проходиться по подмалевку
второй раз и потом третий. Конечно, вы, возможно, будете прописы-
вать четвертый и пятый, а может быть, двадцать пятый раз, но стремить-
ся к совершенству необходимо. Пусть сначала ничего не выйдет — не
важно; надо работать упорно и настойчиво, пока не добьетесь успеха.
Подмалевывать необходимо не густо, пользуясь для разведения красок
так называемым «тройником». Состоит он из равных частей скипидара,
масла и лака. Когда вы приобретете опыт, содержание какого-либо из
этих компонентов в зависимости от потребности можно уменьшать или
увеличивать. Вначале, когда все так трудно и сложно, лучше последова-
тельно прокрасить, подмалевать весь холст. Вы спросите: «А может
быть, лучше сразу обрабатывать отдельные части натюрморта, то есть
«закончить», скажем, сегодня один кусочек холста, а завтра — другой
и так далее? Глядишь, и... готова картина!» Ах, если бы вы так смогли!
Это было бы идеально. Не пришлось бы бороться с жухлостью — изве-
стной болезнью масляной живописи. Но беда в том, что такой способ
доступен только очень большому мастеру с огромным опытом. К сожа-
лению, начинающие художники не могут так обучаться живописи, и вот
почему: им необходимо учиться брать точно соотношение тонов все-
го холста живописи, То, что мастер имеет благодаря своему опыту, на-
чинающий художник будет приобретать постепенно, совершенствуясь
в живописи, стремясь к цельности воспроизведения видимого. Сначала
будет неправильная форма, неточная живопись, сбитый рисунок и едва
заметное стремление к единству целого, но по мере занятий живописью
художник из года в год будет совершенствовать мастерство, и живопись
станет более точной.
Какие же краски надо смешивать, чтобы изображать видимое? Это-
му трудно научить, пробуйте сами. Делайте разные комбинации, но не
мешайте больше трех красок, не считая белил. Вот вы видите какой-то
тон. Возможно, его лучше написать красками в таком сочетании: охра,
кобальт, краплак, а может быть, больше подойдет волконскоит, краплак
и еще какая-либо краска. Это дело вкуса и практики.
В процессе работы будут встречаться огромные технические затруд-
нения следующего характера. Писать можно только по сырому или
только по сухому, но ни в коем случае не по полусухому. Это бывает
иногда трудно установить. Кажется, что высохло, а на самом деле нет.
Дело в том, что масляная живопись при высыхании покрывается плен-
кой. Попробуешь пальцем — как будто сухое, не пачкается, но под
пленкой лежит непросохшая краска. Неопытный художник начинает
писать сверху, и через некоторое время видит, что его живопись поте-
ряла блеск, пожухла. В чем дело? Он писал на пленке, она втянула в
себя масло, верхний слой не соединился с нижним.
Что же в этом случае делать? Если место неудачно написано, сле-
дует острым лезвием безопасной бритвы легко, как бы полируя, снять
свежий слой до сухого слоя, не задевая грунта холста, и снова перепи-
сать. Это самый лучший способ. Если же место удачно написано и жал-
ко скоблить, то можно осторожно приколоть булавками марлю к тому
месту, которое надо дописать, затем налить в стаканчик немного наша-
тыря, окунуть в него кисть и смачивать нашатырем марлю, пока он не
растворит пленку*. Затем марля снимается. Под ней оказывается по-
светлевшее пятно, но не смущайтесь — через некоторое время
краски примут свой первоначальный цвет.
Теперь поведем нашу работу даль-
ше. Перед нами на холсте нарисованный
тушью натюрморт (рис. 30 а).
С чего же начинать? Начнем с само-
го темного. Предположим, что это зе-
леная бутыль. Покрываем сначала холст
зеленой краской — изумрудной зеленью
или смесью берлинской лазури с про-
зрачной желтой. Желательно использо-
вать белый холст, по которому темно-зе-
еная краска в некоторых местах даст
необходимый эффект прозрачного стек-
ла. Накладывая краску густо или лессируя холст, то есть нанося на него
тонкий слой прозрачной краски, можно одним темно-зеленым тоном
достичь известного приближения к натуре.
Плоскость бутыли покрыли темно-зелеными оттенками; сейчас же
к ним подбираем близлежащий тон глиняного сосуда в тени. Здесь уже
нет необходимости обязательно брать прозрачную краску. Прописы-
вайте основную светотень наиболее близкими к натуре тонами и «при-
вязывайте» тень, падающую от лука-порея на стол. Начиная подмалевы-
вать холст, старайтесь при первом подмалевке не делать сложных сме-
сей красок. Если слоновая кость, смешанная с маслом не густо, при-
мерно подойдет — пока что оставьте ее. Если же нужно зеленее, то
прибавьте к ней волконскоит или то, что, по-вашему, ближе к натуре,
но не добивайтесь окончательного решения. Сейчас же прописывайте
к найденному тону теневую часть лука-порея. Остановимся на этом.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт