Найти тему
Грани преодоления

"Натюрморт - начало живописи маслом"

Пособие 63 года упоминает устаревшие лаки, растворители и т.д., учитывайте это при чтении.

Первое время для работы дома обойдемся без этюдника и палит-

ры; когда будем писать пейзажи с натуры, приобретем эти предметы.

А пока сделаем палитру сами: возьмем кусок стекла, подклеим к нему

снизу белую бумагу — вот вам и превосходная палитра! Я советую

иметь белую палигру, так как на ней легче выявить яркие и светлые то-

на живописи. Палитру кладем на стул перед холстом. Для начала возь-

мем следующие краски: белила цинковые, кадмий желтый или хром

(хром только в крайнем случае), кадмий красный, краплак, кобальт или

ультрамарин, слоновую кость жженую или сажу, охру светлую, охру

красную, волконскоит.

Это «бедная» палитра красок, но вполне достаточная, чтобы начи-

нать писать. Перечень красок «богатой» палитры я не буду приводить,

так как он приведен в моей статье «Основы живописи маслом» (вып. 1).

Познакомьтесь с ними и, если хотите, приобретите более разнообраз-

ный набор.

При работе масляными красками надо иметь несколько щетинных

кистей разных размеров и несколько колонковых для выписывания де-

талей.

На первое время этого вполне достаточно.

Когда все подготовлено, нарисуйте углем на холсте то, что вы хо-

тите изобразить, — в данном случае натюрморт. Рисуйте со светотенью,

как будто бы вы задались целью сделать самостоятельный рисунок на

холсте. Это имеет большое значение, так как рисунок становится точ-

ным только тогда, когда проанализирована объемная форма предмета.

Ну а дальше? Может быть, уголь надо закрепить? Многие так и делают,

но я бы рекомендовал такой способ, который, по моему мнению, будет

способствовать более храброму обращению с подмалевком, позволит

свободно распоряжаться переливами красок, не боясь «сбить рисунок».

Для этого, после того как рисунок углем готов, обведите тушью, по воз-

можности аккуратно и точно, внешние контуры, а затем смахните

весь уголь с белого холста чистой тряпкой. Останется четкий контур

натюрморта. Этот контур к моменту окончания работы должен быть

записан.

Переходим к технике письма. Постараюсь рассказать об этом наи-

более просто. После того как на холсте будет выполнен рисунок, при-

ступаем к подмалевку. Подмалевок — это наиболее выгодная подкрас-

ка холста с расчетом на последующее письмо. Но все же надо стремить-

ся писать так, как будто вам не придется проходиться по подмалевку

второй раз и потом третий. Конечно, вы, возможно, будете прописы-

вать четвертый и пятый, а может быть, двадцать пятый раз, но стремить-

ся к совершенству необходимо. Пусть сначала ничего не выйдет — не

важно; надо работать упорно и настойчиво, пока не добьетесь успеха.

Подмалевывать необходимо не густо, пользуясь для разведения красок

так называемым «тройником». Состоит он из равных частей скипидара,

масла и лака. Когда вы приобретете опыт, содержание какого-либо из

этих компонентов в зависимости от потребности можно уменьшать или

увеличивать. Вначале, когда все так трудно и сложно, лучше последова-

тельно прокрасить, подмалевать весь холст. Вы спросите: «А может

быть, лучше сразу обрабатывать отдельные части натюрморта, то есть

«закончить», скажем, сегодня один кусочек холста, а завтра — другой

и так далее? Глядишь, и... готова картина!» Ах, если бы вы так смогли!

Это было бы идеально. Не пришлось бы бороться с жухлостью — изве-

стной болезнью масляной живописи. Но беда в том, что такой способ

доступен только очень большому мастеру с огромным опытом. К сожа-

лению, начинающие художники не могут так обучаться живописи, и вот

почему: им необходимо учиться брать точно соотношение тонов все-

го холста живописи, То, что мастер имеет благодаря своему опыту, на-

чинающий художник будет приобретать постепенно, совершенствуясь

в живописи, стремясь к цельности воспроизведения видимого. Сначала

будет неправильная форма, неточная живопись, сбитый рисунок и едва

заметное стремление к единству целого, но по мере занятий живописью

художник из года в год будет совершенствовать мастерство, и живопись

станет более точной.

Какие же краски надо смешивать, чтобы изображать видимое? Это-

му трудно научить, пробуйте сами. Делайте разные комбинации, но не

мешайте больше трех красок, не считая белил. Вот вы видите какой-то

тон. Возможно, его лучше написать красками в таком сочетании: охра,

кобальт, краплак, а может быть, больше подойдет волконскоит, краплак

и еще какая-либо краска. Это дело вкуса и практики.

В процессе работы будут встречаться огромные технические затруд-

нения следующего характера. Писать можно только по сырому или

только по сухому, но ни в коем случае не по полусухому. Это бывает

иногда трудно установить. Кажется, что высохло, а на самом деле нет.

Дело в том, что масляная живопись при высыхании покрывается плен-

кой. Попробуешь пальцем — как будто сухое, не пачкается, но под

пленкой лежит непросохшая краска. Неопытный художник начинает

писать сверху, и через некоторое время видит, что его живопись поте-

ряла блеск, пожухла. В чем дело? Он писал на пленке, она втянула в

себя масло, верхний слой не соединился с нижним.

Что же в этом случае делать? Если место неудачно написано, сле-

дует острым лезвием безопасной бритвы легко, как бы полируя, снять

свежий слой до сухого слоя, не задевая грунта холста, и снова перепи-

сать. Это самый лучший способ. Если же место удачно написано и жал-

ко скоблить, то можно осторожно приколоть булавками марлю к тому

месту, которое надо дописать, затем налить в стаканчик немного наша-

тыря, окунуть в него кисть и смачивать нашатырем марлю, пока он не

растворит пленку*. Затем марля снимается. Под ней оказывается по-

светлевшее пятно, но не смущайтесь — через некоторое время

краски примут свой первоначальный цвет.

Теперь поведем нашу работу даль-

ше. Перед нами на холсте нарисованный

тушью натюрморт (рис. 30 а).

С чего же начинать? Начнем с само-

го темного. Предположим, что это зе-

леная бутыль. Покрываем сначала холст

зеленой краской — изумрудной зеленью

или смесью берлинской лазури с про-

зрачной желтой. Желательно использо-

вать белый холст, по которому темно-зе-

еная краска в некоторых местах даст

необходимый эффект прозрачного стек-

ла. Накладывая краску густо или лессируя холст, то есть нанося на него

тонкий слой прозрачной краски, можно одним темно-зеленым тоном

достичь известного приближения к натуре.

Плоскость бутыли покрыли темно-зелеными оттенками; сейчас же

к ним подбираем близлежащий тон глиняного сосуда в тени. Здесь уже

нет необходимости обязательно брать прозрачную краску. Прописы-

вайте основную светотень наиболее близкими к натуре тонами и «при-

вязывайте» тень, падающую от лука-порея на стол. Начиная подмалевы-

вать холст, старайтесь при первом подмалевке не делать сложных сме-

сей красок. Если слоновая кость, смешанная с маслом не густо, при-

мерно подойдет — пока что оставьте ее. Если же нужно зеленее, то

прибавьте к ней волконскоит или то, что, по-вашему, ближе к натуре,

но не добивайтесь окончательного решения. Сейчас же прописывайте

к найденному тону теневую часть лука-порея. Остановимся на этом.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт