Я решил написать подробный рассказ о своем первом опыте в кинематографе. Сам фильм, о котором пойдет речь можно посмотреть у меня в аккаунте. Желательно перед чтением.
Я режиссер этого фильма. Год назад летом 2021 я отказался от карьеры дизайнера и погрузился в кино. Мечтал я об этом давно, но годами откладывал до лучших времен, а работа 24/7 не давала отвлечься ни на что другое.
Катализатором прыжка в сферу кино стали ребята, о которых стоит упомянуть. Это бесплатная киношкола Ру-кино. Некая песочница, где участники делятся на команды для того, чтобы снять свой первый фильм за пару месяцев, используя всего две стихии: свободу и дедлайны. Познакомившись с ними весной, я решил временно передислоцироваться в Тулу из Москвы, полностью перейдя на фриланс.
Про идею
Так как бюджет подразумевался нулевой, то надо было выбрать идею с максимальной простотой: минимум локаций и минимум актеров. Целую неделю я перебирал 24 часа в сутки в голове варианты того, что будет просто снять и удивит зрителей.
Как-то раз я ехал по трассе в 4 часа утра и стал свидетелем очень плотного и непроглядного тумана.
Я был в восторге. Сразу наснимал окружение и склеил в этот ролик прямо на там на обочине.
В этот момент я решил, что буду снимать. Что-то мистическое, жуткое, происходящее в лесу, а героями будут два заблудившихся человека. И там точно будет фигурировать какая-то ведьма. Два героя, а не один именно потому, что героям необходим диалог и взаимодействие, а с одним героем это сделать намного сложнее. Казалось, я нашел то что нужно, идеальный варик для своего первого фильма. Лес всегда открыт и доступен. В отличие от других локаций.
Это была моя первая и самая главная ошибка, которая повлияла на все, что происходило в рамках данного проекта. То, что казалось простым, на деле сыграло злую шутку и вышло так, что эта идея оказалась слишком сложной для непрофессионалов.
А на момент развития идеи мне казалось, что все складывается идеально. Этого наспех слепленного атмосферного видоса и желания снять хоррор было достаточно, чтобы привлечь людей к проекту. Без сценария. Без какой-то истории. Я чувствовал огромный заряд энергии и позитива, так как желающих участвовать даже искать не приходилось.
Как я уже сказал, по началу у меня не было конкретной идеи сюжета. Был только общий вектор — лес, жуткая атмосфера, хоррор, и обязательно без клишированных пугалок, вроде загримированных лиц и скримеров.
Локации
Около двух недель я часами ездил по Тульской области вдохновляясь лесами и одновременно пытаясь выбрать локации для будущих съемок. Первыми как раз таки нашлись локации, которые открыл мне парень, проживающий в славном городе Богородицк. В черте этого города есть некий «Собачий Хутор».
На небольшой территории всего в пару квадратных километров находятся куски абсолютно разные по своему ландшафту: высокий живописный лес, поле, локация как типо в "Ведьме из Блэр», высохшее и мертвое болото и еще много разной по настроению растительности. После посещения этого места, я ни капли не сомневался. Это то, что нужно.
И… Выбрав это место я совершил еще одну ошибку. Эта локация находится в полутора часах езды от Тулы, где проживают все участники и находится оборудование. Но тогда я наивно полагал, что справимся за день, а команда будет состоять из 4-5 человек.
Сначала были локации, идея ужастика и группа людей, которые уже заочно хотели участвовать в моем проекте. Я писал сценарий именно под локации. Первый вопрос, который я себе задал как сценаристу: кто герои?
Озеро на хуторе у меня сразу вызвало ассоциации с русским фольклором. Так возникла в голове сцена, где героиня — девушка, потерявшая брата в отчаянии сидит у озера. Героями нарисовались брат и сестра, Алена и Ваня, как отсылка к сказке. Вектор был взят сначала на то, что они теряются в лесу и оказываются принесенными в жертву какими-то местными аборигенами, которые покланяются ужасному духу леса. Мачеха там тоже фигурировала, а герои по первоначальной версии сбежали от нее после смерти матери, лишившись ее защиты.
Следующий вопрос, на который необходимо было ответить: почему они сбежали глубоко лес и ради какой цели?
Все ради мамы, которая умерла накануне. Так и пришла идея с мамкиным прахом, который герои несут глубоко в леса. Поначалу это был просто МакГаффин (предмет, вокруг которого строится сюжет, но сам предмет не имеет никакого значения). То есть, вместо праха могло бы быть что угодно, но главное, чтобы оно завело героев в лес.
Но в итоге мама и оказалась тем злом, которое героев и погубило. После многочисленных черновиков с мачехами, обрядами и тайными общинами в лесах, которые раздували масштаб истории и бюджет, я все же пришел к такой формуле:
Мама героев просит развеять ее прах далеко-далеко там, откуда она родом. Герои собираются в поход для выполнения этой просьбы и теряются в лесу, попутно натыкаясь на жуткие явления. В процессе похода герои вспоминают свою маму и сказку про лесную Мать Хранительницу, которую она повторяла им в детстве. Не дойдя до места герои развеиваются вместе с прахом, так как их мама, как оказалось, была некоей ведьмой, поклоняющейся Лесной Матери.
Она вернула божеству себя (прах), свою плоть и кровь (детей).
Многие мне ставили в претензию одну здравую мысль: «мама ето свитое как ты можишь так ужасна останавись!»
Моя идея прошла самую правильную проверку, которая могла бы быть в этом случае — я дал прочитать сценарий своей маме, и ей понравилось.
Итак, подытожим ошибки:
- Думал, что в лесу снимать легко. Так как локации всегда доступны и открыты.
- Выбрал лес в отдалении 100 км предполагая, планируя снять фильм максимум за пару дней и с небольшой командой.
- Собрал героев в спланированный поход. Случайно попавшие в лес герои в повседневной одежде потребовали бы меньше ресурсов. Но мои герои спланировали поход, из-за чего понадобилось огромное количество реквизита: палатки, рюкзаки, походный инвентарь и прочее.
Препродакшн
В киношколе были дедлайны, что собственно лично для меня сыграло ключевую роль. Без них, я бы не довел проект до конца. На первом этапе команды презентовали свои проекты. Мы небольшой группой съездили на локацию ради фотосессии (прекрасное было время). Актер на главную роль уже был выбрал, а девчонку я фоткал знакомую, которая не собиралась сниматься. Позже была выбрана другая исполнительница роли Алены.
Моя идея зацепила всех, даже тех, кто не видел презентации. Все были вдохновлены тем, что мы будем снимать «ужастик», это редко происходит на любительском уровне. В основном, молодые режиссеры пытаются запихать в свои работы как можно больше морали и поучительства, снимая о том, как кто-то чего-то всю жизнь хотел, и что из этого вышло.
Я сразу обозначил, что никакого глубокого смысла в фильме нет и пресекал все попытки его туда запихать. Главной задачей было нагнать жуткой атмосферы. Бу!
На главные роли были сразу выбраны исполнители.
На читках они показали себя безупречно. Оператора я не нашел, поэтому, отчаявшись, решил взять на себя его функцию. Для постпродакшна была выбрана надежная, как швейцарские часы стратегия — я решил, что сам все изучу и сделаю.
Я боялся срываться на съемки, так как читая сценарий, не представлял, как это вообще снимать. В этот момент я понял весь смысл рисования раскадровок: ты начинаешь видеть картинку в пространстве и более четко представлять, какие ресурсы нужны для съемки того или иного кадра. Раскадровки мы рисовали вместе исполнительницей главной роли.
Нарисовав весь фильм, я понял, что этого не достаточно. Для планирования съемок нужен еще один важнейший документ — режиссерский сценарий. Это таблица, в которой расписано содержание всех кадров и необходимые ресурсы. На изучение правил составления этого документа я потратил больше времени, чем на его составление.
Перед составлением таблицы мы поехали на целый день на локации всем составом и сняли АНИМАТИК. На него я хочу обратить особое внимание. Это очень мощный инструмент для понимания фильма и планирования будущих съемок. Смысл его в том, что он монтируется из на коленке отснятых кадров на месте будущих съемок, а так же разбавляется любыми найденными в сети или имеющимися под рукой материалами. Становится виден хронометраж и темп повествования, многие идеи отпадают из-за невозможности реализации. При съемках аниматика не важна ни актерская игра, ни освещение. Тут главное движение в кадре и темп повествования. Сам аниматик выглядит стремно и убого, если показывать его не посвященным в дело людям. А я покажу, так как он был неотъемлемым этапом в подготовке съемок.
Затем, имея визуальное представление о том, что будет сниматься, я несколько дней и ночей составлял режиссерский-сценарий. Это очень (по крайней мере для меня) сложная рутинная работа.
Казалось бы, все готово. Собираемся и едем. Но, сделана была лишь малая часть подготовки к съемкам. Сначала я хотел снять за два дня, но мой план съемок был достаточно абстрактен. Точнее его не было. Я несколько раз ездил на локации на целый день, выбирал конкретные места для съемок каждой сцены, замерял время перемещения между локациями, планировал, тайминг и способы подготовки сцен. И в моей голове образовалась такая каша, что она просто начала давить изнутри. Не получалось даже в уме спланировать съемочный процесс так, чтобы он был логичным, прозрачным и понятным. А я не могу на шару идти на дело. Нужен четкий план.
В этот момент я открыл для себя еще один инструмент профессионалов -КПП. Расшифровывается как календарно-постановочный план. Еще одна громоздкая таблица, в которой информация для каждой сцены, каждого кадра разбита по дням и часам. В ней указаны локации, время суток, используемый реквизит героев, их визуальное состояние и многое других факторов. Все это ради эффективного использования ресурсов и оптимизации всех процессов. Огромная благодарность Михаилу Канаеву, продюссеру и организатору фестиваля "ШОРТЫ", настоящему профессионалу, который не жалел личного времени для того, чтобы я довел этот план до конца.
Стало понятно, что снять фильм возможно минимум за четыре с половиной дня, а людей нужно больше. Те вещи, о которых я поначалу не думал, образовали целые цепочки взаимодействий. Например, костер. Изначально я представлял так: приедем — разожжем и збс. Затем понял – чтобы сделать костер, надо: выбрать место, подготовить его, обложить камушками, а предварительно их найти, наломать веток, а также запастись ими, чтобы не прерывать съемки. И это кто-то должен делать. Так было с наполнением каждой сцены.
Параллельно я побирался по людям и стрелял реквизит: палатки, котелки и прочую походную шнягу. Я спланировал хавчик для всех участников на каждый день, чтобы никого не отвлекал голод. В процессе подготовки мы несколько раз выезжали в рандомные леса с актерами, где устраивали читки сценария, разбирали эмоции и чувства героев в каждой сцене. Когда я понял, что актеры освоили эти роли, настало время приступать к съемкам.
На этапе препродакшна ошибок было сделано много. Но обратная сторона медали в том, что не сделать их было невозможно. Если изначально идея была бы легкой для реализации, то не было бы бесценного опыта, который приблизил меня к пониманию того, как снимать кино.
Съемки
День первый
Этот день я планировал максимально разгруженным. Во-первых, чтобы все познакомились и сработались, а во-вторых, чтобы подготовить почву для других дней, в которых времени было намного меньше.
В конце съемочного дня мы не сняли и половины того, что было спланировано, и ни о какой подготовки к следующим дням уже и не шло речи.
Актеры забыли сценарий и стали боятся камеры. Первые сцены, одни из самых легких снимались по двадцать дублей (!))), а в итоге так и не пошли в финальный монтаж.
Люди приехали в лес отдохнуть, а я наивно рассчитывал, что будем работать не покладая рук строго по тем документам, которые я подготовил и всем разослал для изучения. Но никто из команды даже не открывал их. Всем было все равно, кто такие эти герои, что они делают и в какой последовательности.
Все ждали, когда каждому персонально все разжуют. Ребят не волновало время, они готовы были делать то, что им скажешь, не спеша и на расслабоне. Может показаться, что я виню кого-то, но это не так. Я их понимаю — лето, киношкола, снимаем кино, свобода творчества и романтика, а какой-то чувак заставляет готовить еду, таскать непонятный реквизит (ведь никто доки не изучал) и собирать целый день ветки для костров.
Здесь я могу винить только себя, так как не учитывал психологию команды. Именно этой команды, согласившейся на участие в моем проекте именно на этих условиях. Я проецировал свой личный опыт профессиональной командной работы на них. Давая указания людям, я как минимум предполагал, что если что-то пойдет не так, то мне об этом тут же сообщат и мы найдем решение. О том, что большинство задач не выполнена, я узнавал в течении дня, когда подходили дедлайны для их выполнения.
Я просто даже не думал о том, что команда может состоять полностью из неопытных юнитов (включая меня, так как опыта в съемках у меня не было). Получается вся команда состояла из нубов, с главным нубом режиссером. А я еще и работал как оператор, не выпуская из рук камеру, одновременно с этим отгонял «мотыльков» от костра, напоминая каждому о его текущих задачах… Которые тут же забывались.
У нас был четкий дедлайн для сдачи проекта. По итогу первого дня я принял стратегически важное решение остановить эти съемки. Продолжение было бы пустой тратой времени.
День два
Организацией на съемочной площадке занимается второй режиссер. Это менеджер проекта, который организует все ресурсы так, как это изложено изначально в документах. Люди сами себя не организуют, даже суперпрофессионалы с тысячелетним опытом. Я не смог найти человека, который имел бы достаточно скиллов для выполнения этой работы и сам так же не вывез организацию одновременно со съемкой.
О своем решении прекратить съемки и принять поражение я сообщил на следующий день только близким людям. Один из таких людей — Света. Я держал ее с самого начала в курсе обо всех своих начинаниях и переживаниях, записывая длинные голосовухи с нытьем какие все дураки. И я дурак. Она попросила меня ничего не сворачивать, взяла отпуск, билет из СПб в тот же день, тем самым вызвавшись стать вторым режиссером.
Света имеет огромный опыт управления персоналом, но даже ей было сложно. Одного человека мы устали безрезультатно дергать, оставив его лежать на травке до конца всех съемочных дней как некий талисман. Мы его просто привозили, а потом будили, когда собирались уезжать.
Второй режиссер забрала на себя всю суету. Она переключалась с одного кластера задач на другой, а предыдущие в ее отсутствие ставились на паузу и часть команды переходила в режим чилла. Света суетилась как ошпаренная, но справлялась. Меня же почти ничего не отвлекало, и я смог сконцентрироваться на картинке. Самые плохие кадры были сняты в первый день.
Во второй день мы разделились на две команды. Я с операторской группой снимал сцену на высохшей речке, когда Иван уходит в лес с чернотой в глазах. Вторая группа готовила палатку на высохшем участке леса в паре километров. Предполагалось, что после сцены у костра и ужосов в лесу герои проснутся и обнаружат себя на мертвом участке с мертвыми березами вокруг палатки. В середине дня пошел дождь и высохший участок превратился в грязевую ванну, которую мы намешали с кровью, что более пугающе сказалось на финальной картинке.
Провал был в том, что мы не успели снять за световой день все, что есть в сценарии. Финал сцены был отснят в сумерках, пока полностью не стемнело. Это была импровизация чистой воды. Я придумывал на ходу диалоги и движения, чтобы снять хотя бы что-то, чем можно закончить сцену и оставить ее в финальном монтаже. Счет шел на минуты, небо темнело на глазах. Именно поэтому герои после того, как просыпаются, невнятно и скомкано уходят дальше в другую сцену. Актеры в тот момент не понимали, что вообще происходит, но беспрекословно исполняли все, что я им говорил без лишних вопросов. За это им огромный респект.
После второго дня мы получили заряд сил на продолжение. Отснято было все по плану (с оговорками, конечно), а картинка получалась достаточно жуткой, что являлось основным критерием.
День три, четыре, пять…
На третий день команда раскачалась, сработалась и стало все намного проще. Конечно, не без хауса, но с третьего дня я стал выражать благодарность абсолютно каждому. Мы работали в жестком графике день через день по 12-16 часов и никто не отказался от дальнейшего участия. Это многое для меня значит, и я до сих пор благодарен этим людям. Постепенно стресс первых двух дней сменился весельем и беззаботностью. В перерывах между съемочными днями мы со вторым режиссером отсматривали материалы и планировали следующие дни, практически отказавшись от сна. Не обошлось без изменения сценария под реалии. Сцены были упрощены, а некоторые вообще выкинуты. Например, не осталось ничего от сцены обряда жертвоприношения. Вместо этого герои тихо развеиваются в прах под печальную музыку.
Из-за неопытности каждый день мы тратили много времени впустую. Мы не успевали снимать сцены пока солнышко светит. Заключение многих сцен снимали уже в сумерках, импровизируя, лишь бы сохранить связь смыслов с тем, что уже отснято. Косяки стали в основном мелкие и повсеместные: кто-то в камеру влез, кто-то оставил следы в девственном по сюжету лесу, кто-то одел на актрису свитер, потеряли реквизит и так далее. На удивление, это стало восприниматься легко, а зачастую и с юмором. Людей было мало несмотря на то, что их было в два раза больше, чем я предполагал изначально перед съемками. У каждого было больше задач, чем нужно для комфортного их выполнения. А я прогонял все диалоги раз за разом, снимая их с 3-4 ракурсов для имитации нескольких камер, что умножало затраченное время в несколько раз.
Но самый хардкор был ночью в лесу, когда Ваня и Алена сталкиваются с непонятным светом и их глючит, а затем длинный диалог у костра. Все устали и хотели домой, а сам процесс съемок оказался не такой быстрый. Ночью вообще практически нереально снимать.
Под конец съемочных дней мне уже было не важно, как мы снимем. Главное было снять тот минимум, который необходим для связанной истории. И мы сняли.
Отдельным днем мы сняли уход Алены и развеивание праха в поле.
А туман, который меня вдохновил на эту идею, мы ни разу не встретили. Я пытался понять, когда и как он появляется, часто ловил его по утрам, но он оказался полностью не предсказуем. В период съемок был кристально-прозрачный воздух. Снимали финал на солнцепеке, отчего он окрасился в более позитивный настрой, олицетворяя собой не уничтожение и небытие, как задумывалось, а некое вознесение и воссоединение с мамкой.
Основная моя ошибка в этом проекте — задумка, на которую просто не могло быть у меня достаточных ресурсов в тот момент для ее реализации в первозданном виде. Но я этого не знал. А когда понял, было уже поздно и пришлось идти до конца.
Все было снято за 4.5 съемочных дней.
Постпродакшн
И я остался наедине со 150 Гб отснятого материала. До этого я открывал Premier Pro всего раз в жизни, чисто чтобы посмотреть, что это такое. За десять дней я кое-как смонтировал фильм, который показали в киношколе. Он очень сильно отличался от того, что есть сейчас. Около месяца я суммарно потратил на этот монтаж. Я каждый день изучал инструменты и способы решения разных задач. Половина работы прошла в After Effects, где я убирал лишних людей из кадра, замазывал следы там, где их недолжно было быть, рисовал черные глаза и частицы праха, витающего в воздухе.
Сведение звука для меня до сих пор темный лес. Что-то все же получилось методом тыка. Максим Зиновьев — наше знакомство с ним еще до съемок стало настоящим подарком. Он создал музыку и звуковые сэмплы, идеально подходящие под мое видение истории.
Для меня этап постпродакшна был самым болезненным и грустным. Я каждый день видел реальные кадры, которые были очень далеки от ожидания. Периодически я просто ненавидел этот фильм, но находил в себе силы продолжать.
Вообще, история растянулась на 25 минут экранного времени, где были более емкие диалоги, где характер мамы героев раскрыт и все происходит более плавно. Но пришлось все же вырезать половину из-за плохой актерской игры, а также из-за технических косяков самой съемки.
Итоги
Спустя время я понял — фильм такой, каким он и должен быть. Ни больше и ни меньше. Это самый первый опыт, и результатом я полностью удовлетворен. А все косячины лишь показали мне, в каком направлении развиваться.
В качестве бонуса, открываю доступ к некоторым ништякам.
Лайк бистра я старался
Чмок.