Найти в Дзене

Купала

Родился я в небольшой деревеньке расположенной на бугре у леса. Внизу протекала речка. Наши предки умели выбирать места для жизни. Играл с лягушками, дружил с ужами, лечил бабочек, делал букеты из цветов: -все это летом, а зимой катался по льду, лепил снеговиков, прилипал языком к железкам, потом вдоволь наревевшись лежал на печи и завывание вьюги и пение сверчков. В 60-ые началось укрупнение сёл, и деревеньки медленно стали исчезать, переселяясь в близлежащие сёла. Эта участь не минула и нас. Село Кевдо-Мельситово , где мы построили дом, как и многие другие из нашего посёлка, было большим. Двухэтажная средняя школа, МТС, почта, несколько магазинов, узел связи, бани, начальная школа, в селе было всё, для того чтобы жить и радоваться. Также рядом был лес и протекали речки, тогда ещё с чистой водой, где водились раки и рыба. Казалось бы, что ещё надо, но всё равно тянуло в то место где родился, и мы часто, моя прабабушка Анна и я, ходили туда. Дорогой она рассказывала мне разные истории
Прыгание через костёр
Прыгание через костёр

Родился я в небольшой деревеньке расположенной на бугре у леса. Внизу протекала речка. Наши предки умели выбирать места для жизни. Играл с лягушками, дружил с ужами, лечил бабочек, делал букеты из цветов: -все это летом, а зимой катался по льду, лепил снеговиков, прилипал языком к железкам, потом вдоволь наревевшись лежал на печи и завывание вьюги и пение сверчков. В 60-ые началось укрупнение сёл, и деревеньки медленно стали исчезать, переселяясь в близлежащие сёла. Эта участь не минула и нас. Село Кевдо-Мельситово , где мы построили дом, как и многие другие из нашего посёлка, было большим. Двухэтажная средняя школа, МТС, почта, несколько магазинов, узел связи, бани, начальная школа, в селе было всё, для того чтобы жить и радоваться. Также рядом был лес и протекали речки, тогда ещё с чистой водой, где водились раки и рыба. Казалось бы, что ещё надо, но всё равно тянуло в то место где родился, и мы часто, моя прабабушка Анна и я, ходили туда. Дорогой она рассказывала мне разные истории, мы останавливались у родника и ели хлеб, посыпанный солью, запивая чистой холодной водой. В домах тогда были печки, в них готовили еду, пекли хлеб, парились, да именно парились и это было здорово. Под выложенный соломой, берёзовый веник, деревянное корыто, в котором с нас, маленьких детей, смывали пот и прилипшую солому, после всех этих процедур мы выглядели как ангелочки. На моей улице, как и на других, было много детей, из мальчишек можно было собрать три футбольные команды, из девчонок три, а то и пять, не знаю только, чего. Весной, мы мальчишки ходили за берёзовым соком, потом за ландышами, а лето проводили большей частью на речке. Уходили с утра и были до вечера, там готовили еду, благо за разведенные костры тогда не штрафовали, нам просто объяснили, что надо беречь природу и мы неукоснительно этому следовали. Я не помню ни одного случая, чтобы костёр, по нашей вине привёл к пожару. Вот какое было воспитание. Детство быстро пролетело. Наступило время любить. Завертелось, закружилось. Учёба в строительном институте, стройотряды, девчонки и природа. По распределению не поехал, вернулся в свой район, направили в отдалённое село, расположенное в красивейшем месте. Проработав три года прорабом, ушёл в фермеры, тогда это только всё начиналось. Поля мои располагались среди лесов, на опушках которых я посадил дикие яблони. Весной всё зацветало, представляете среди какой красоты я работал. Выращивал пшеницу, ячмень, гречиху, чечевицу, клевер, держал коров. Пока я пахал и сеял родилась идея заняться реконструкцией старинных праздников. Ещё помнил, как праздновали Семик, нравилось, когда на свадьбе, второй день, искали Ярочку. Крестьянский труд очень тяжёлый, здоровье начало подводить и вот после 22 лет труда на земле, не став богатым, я стал «горбатым». Врач вынес вердикт, инвалидность, был нарушен позвоночник. Чего, чего, а стать инвалидом в 45 лет совсем не входило в мои планы, я стал бороться, фермерство пришлось оставить. Благо у нас в школе был замечательный учитель физики Волков Валерий Петрович, мы ходили в кружок, где он научил нас фотографировать. Появились цифровые фотоаппараты, и вот я купил свою первую «Соньку», компьютер и началась другая жизнь. Компьютер освоил мгновенно, я технарь, и мой мозг работает так же, как и компьютерный, не изучал не одной программы, мне кажется, что я знаю их все. Вспомнил про свою мечту, заняться реконструкцией старинных праздников. Собрал команду и понеслось. Сейчас я расскажу вам об одном из них.

Девушки идут делать куклу
Девушки идут делать куклу

Купало или Купала, как он назывался правильно, вряд ли кто знает. Празднуется в день летнего солнцестояния 23 июня, обычно на поляне возле реки, недалеко от леса. В празднике большей частью участвует молодёжь, остальные скорее всего зрители. В этот день обычно заключался союз между влюблёнными. С утра, приведя себя в порядок, в этот день надо было быть особенно красивыми, юноши и девушки по своим делам. Парни приготавливали костёр «Купалец» с длинным шестом посередине, на который насаживали колесо с шестью спицами, отдельно сооружали погребальную краду (для куклы) и малый «Купалец», один или несколько, через них будут прыгать суженые. Куклу из зелёных веток делали девушки. Когда все приготовления были закончены, насадив куклу на шест, юноши и девушки шли в селение и собирали со всех требу (продукты питания, кто что давал), в пути пели хвалебные песни Солнцу-Яриле, танцевали и плясали. Собрав требу, шли на подготовленную поляну и начиналась трапеза, она продолжалась до того момента, когда Солнце краешком почти касалось леса. На зачин торжественно выносили куклу «Ярилу» сделанную из зелёных веток, водили вокруг неё хоровод, в определённый момент кукла падала, «Ярило» умирал, девушки бросались к «Яриле» пытаясь оживить «усопшего», но все напрасно. Ярило «умер» и «родился» Даждьбог. (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). Кукла торжественно сжигается, после начинаются игрища. Незамужние девушки водят хороводы, в них разрешалось участвовать и тем кто жил в браке, но не мог зачать ребенка. Юноши играли в игры, показывали свою молодецкую удаль. Затем , каждый юноша выхватывал из хоровода желанную ему девушку и прыгал с ней через костёр, держась руками за имитацию фаллоса, сделанного из дерева, чаще липы или дуба. Пары, которые не расцепили руки, считались состоявшимися. Там же где руки расцеплялись, ну не хотели юноша и девушка друг друга, девушка возвращалась в хоровод, а юноша выбирал себе другую. После того как все пары состоялись, шли в реку и купались, надо же было помыться, перед тем как идти в лес и искать там цветущий папоротник. Папоротник не цветёт, и мы догадываемся зачем они туда уходили. Дети Купальской ночи были самыми красивыми. В этот же день гадают на венках, запуская их по реке, думаю это происходило после трапезы, пока юноши разжигали костры.

Моя знакомая и постоянная участница всех праздников, Корытцева Екатерина, написала для моей книги «Праздники Руси» замечательное стихотворение про Купалу.

Там где алый рассвет и багряный закат

По заросшим тернистым тропинкам

Уведи меня в лес, где деревья не спят

Вслед за легкой льняной паутинкой.

И руками возьми мою руку в ладонь,

Повинуясь нахлынувшей страсти.

Позови в хоровод, где Купалы огонь

Сбережет нас от всяких напастей.

Я сплету из кувшинок красивый венок

И пущу вдоль реки по теченью.

Верю, что не погаснет свечи огонек

И исполнится предназначенье.

Мы с тобою найдем тот заветный цветок

Ровно в полночь, как в старом преданье.

Я вложу в твою руку его лепесток

И задумаем вместе желанье.

Чтоб сбывались мечты и удачи слова

Пусть летят во все стороны света.

У людей чтоб кружилась всегда голова

От любви и от запахов лета.

К.Корытцева

Перед трапезой
Перед трапезой