В 1959 году я учился на первом курсе Среднеазиатского политехнического института (САЗПИ) в г. Ташкенте. Декан факультета назначил меня, самого молодого, старостой группы, и по просьбе однокурсников я на перемене обратился к профессору математики: «Зачем строителям высшая математика?». Он иронично посмотрел на меня и сказал: «Молодой человек, вам инженерное мышление нужно или нет?». Я запомнил эти слова на всю жизнь. На производстве, совещаниях, конференциях, пленумах — всегда старался аргументировать свои доводы фактами.
Руководствуясь этим принципом, хочу проанализировать, как Крым оказался в составе Украины и как это отразилось на судьбе крымских татар.
Главную роль в этой истории сыграл Никита Хрущёв — авантюрист, привыкший брать всё нахрапом. Первым секретарём ЦК Компартии Украины его назначили в конце 1938 года. До 1951-го, пока он занимал этот пост, на Украине были арестованы 167465 человек. По словам одного из руководителей Компартии Вячеслава Молотова, «тройка Хрущёва» ежемесячно отправляла в Москву людей на наказание.
Украина по численности населения, в том числе коммунистов, была второй после РСФСР, и Никита Сергеевич воспользовался этим потенциалом, чтобы осуществить свою мечту — стать первым секретарём ЦК КПСС. Это произошло в сентябре 1953 года. И уже 19 января 1954-го Крымскую область передали по его инициативе в состав Украинской ССР. Едва прошло два месяца после этого, и Хрущёв удовлетворил просьбу Крымского обкома о запрещении высланным из Крыма в 1944 году возвращаться и проживать на полуострове.
Эту линию продолжили и другие секретари ЦК Компартии Украины. Возвращению крымских татар в Крым после ХХ съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина, препятствовал А. Кириченко. П. Шелест в июне 1966 года направил в ЦК КПСС письмо «О нецелесообразности возвращения татар в Крым». В. Щербицкий в январе 1988 года обратился к Председателю Верховного Совета СССР А. Громыко и назвал неприемлемым предложение об организованном переезде крымско-татарского населения в районы Крыма, имеющие дефицит трудовых ресурсов. Вопрос о снятии ограничений на прописку граждан татарской национальности он назвал необоснованным, а требования о создании автономии для крымских татар несостоятельными «как с исторической, так и с правовой точки зрения».
И всё же 14 ноября 1989 года Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» была принята. Не напрасными оказались старания организованного ещё в 1956 году ветеранами Великой Отечественной войны из числа крымских татар национального движения за возвращение на Родину, в Крым, и восстановление законных прав. В 1990 году Совет министров СССР принял постановление «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область», а в июле 1991 года — «Об организованном возвращении крымских татар в Крымскую АССР и гарантиях по их устройству». К этому времени в результате референдума, состоявшегося 20 января 1991 года, Крымская автономия была воссоздана, но не в составе Российской Федерации, как того хотел народ и как это было в 1921 году. Тогда автономный статус был закреплён Конституцией АССР, а государственными языками стали крымско-татарский и русский (именно в такой последовательности). На гербе и флаге республики надписи тоже были на двух языках.
Украина к Крыму не имела никакого отношения ни в тот период, ни во время Великой Отечественной войны. А крымские татары, участвовавшие в освобождении Киева и даже удостоенные звания Героя Советского Союза, есть. И об этом не могли не знать А. Кириченко, П. Шелест и В. Щербицкий.
Теперь обратимся к некоторым фактам из истории Украины. После распада Российской империи, в результате революции, Гражданской войны и установления Советской власти, была образована Украинская ССР, которая в 1922 году стала одним из государств-основателей СССР. Согласно Союзному договору к ней отходили Донбасс и Новороссия. Но территориальные споры о принадлежности тех или иных округов к УССР или РСФСР велись между советскими республиками вплоть до 1928 года. Никто не хотел уступать важные в социально-экономическом плане регионы.
Осенью 1939 года с началом Второй мировой войны Западная Украина по договору между СССР и Германией присоединена к УССР. В 1940 году от Румынии к ней отошли южная часть Бессарабии, Северная Буковина. В 1945-м в состав Украины включено Закарпатье. В 1948 году из Румынии в состав Украинской ССР переданы черноморский остров Змеиный и ряд небольших островов в дельте Дуная. В 1951-м состоялся обмен участками территорий с Польшей. И, наконец, в 1954-м произошла передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.
Даже одно перечисление этих событий показывает, насколько неоднородно по своему составу Украинское государство.
Не менее интересные факты обнаруживаются, если проследить формирование Украины, начиная с 1648 года, когда Богдан Хмельницкий возглавил национально-освободительную борьбу против Речи Посполитой. В битве под Корсунем одержать победу над её армией казакам помогли крымские татары под командованием Тугай-бея. О нём гетман Богдан Хмельницкий говорил: «Мой брат, моя душа, единственный сокол на свете, готовый всё выполнить, что я захочу».
А если сравнивать площадь территории левобережной Украины на момент присоединения к России в результате Переяславской Рады и в 1991 году, то она увеличилась в 10 раз. Всего лишь в период с 1939 по 1991 год Советская власть присоединила к Украине 203 тыс. кв. км. Огромные территории она получила в результате завоеваний Российской империи и «подарков», полученных от Ленина, Сталина и Хрущёва.
И так же как Украина вышла из состава СССР, имели право выйти из неё самой народы, проживающие на своей земле: крымские татары, венгры, румыны, русские, белорусы. Мы помним, как народный депутат Украины Степан Хмара после крымского референдума 20 января 1991 года приехал к нам со своими молодчиками — потомками недобитых бандеровцев и вопил: «Крым будет украинским или безлюдным!». Крымчане тогда прогнали непрошеных гостей восвояси, в Западную Украину. И если бы в 90-е не Ельцин, а Путин был Президентом России, то Крым ещё тогда бы вернулся в её состав. Но на этом пути нам пришлось многое пережить. Крымчане противостояли НАТО и не позволили ни одному их кораблю
войти в крымские порты. Не пустили мы ни бандеровцев, ни НАТО на полуостров и в 2014-м.
А ещё мы не забыли, как украинский госаппаратчик Р. Бессмертный заявил в 1997 году, что крымско-татарский народ надо ассимилировать, а министр образования И. Вакарчук требовал, чтобы во всех государственных учреждениях, начиная с детского сада, говорили на украинском языке. В ответ на это крымчане сожгли его чучело на площади Ленина в Симферополе.
О необходимости референдума по возвращению в состав России мы с Л. Грачом говорили ещё в 1999 году по телемосту с Москвой. И, наконец, в 2014-м справедливость восторжествовала: 18 марта (в мой день рождения!) это случилось!
Я никогда не скрывал своих взглядов, и закономерно, что получил из Киева повестку явиться на допрос к прокурору Нестеренко 1 июня 2016 года. Но не тебе, прокурор Нестеренко, меня допрашивать!
Руководителям Украины надо было навести порядок у себя. Ещё при президенте В. Ющенко они довели свою страну до уровня политической и экономической свалки. А лояльное отношение моего крымско-татарского народа к Украине не имеет оснований и всегда вызывало у меня недоумение. Ведь начиная с 1954 года Украина отторгала нас, не желая нашего возвращения на родную землю, и вплоть до 2014 года унижала. За 23 года в незалежной Украине так и не приняли закон о реабилитации крымских татар. Нам отказывали в просьбе объявить праздничными дни наших главных праздников — Курбан-байрам и Ураза-байрам. Не выделяли землю под строительство мечети в Симферополе. Возведение крымско-татарской школы в Фонтанах превратили в недострой. Самозахваты земель — это тоже результат порочных действий украинского руководства.
Все эти проблемы, тянувшиеся годами, стали решаться только после возвращения Крыма в Россию. Особенно показательно, что уже в течение месяца после нашего воссоединения Президент РФ издал указ о реабилитации подвергнутых депортации народов Крыма, их возрождении и снял клеймо с крымских татар. Наш язык признан государственным в Республике Крым, и это закреплено в её Конституции.
В дни наших праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам для всех крымчан узаконен выходной. Скоро будет завершено строительство великолепной мечети. Не только школа, но и детский сад в Фонтанах давно распахнули двери для наших детей. Это учебное заведение носит имя Героя России — нашей Алиме Абденановой. Она стала первой мусульманкой, кому президентом присвоено это звание.
Благоустраиваются посёлки компактного проживания крымских татар. Свет, вода, газ, дороги, детские сады появляются там, где их ждали более 20 лет. И это далеко не полный перечень того, что сделано для моего народа в российском Крыму. Вот почему я, крымский татарин, поддерживаю Президента Путина и его политику!
Лентун БЕЗАЗИЕВ,
ветеран труда и Минстроя СССР