Найти тему

Мордехай, шпион высшего разряда

Оглавление
Миниатюрный этюд к Книге Есфирь, Артур Шик, Париж, Франция, 1924 год
Миниатюрный этюд к Книге Есфирь, Артур Шик, Париж, Франция, 1924 год

Мордехай узнает о тайном заговоре с целью убийства царя Артаксеркса. Он также знает, что на частной встрече Аман пытался подкупить царя, чтобы тот убил евреев. В то же время Мордехай умеет держать в секрете свои отношения с Есфирь.

Одна из ранних сцен Книги Есфирь рассказывает, как Мордехай спасает царя Артаксеркса от покушения:

אסתר ב:כא בַּיָּמִים הָהֵם וּמָרְדֳּכַי יוֹשֵׁב בְּשַׁעַר הַמֶּלֶךְ קָצַף בִּגְתָן וָתֶרֶשׁ שְׁנֵי סָרִיסֵי הַמֶּלֶךְ מִשֹּׁמְרֵי הַסַּף וַיְבַקְשׁוּ לִשְׁלֹחַ יָד בַּמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרֹשׁ. ב:כב וַיִּוָּדַע הַדָּבָר לְמָרְדֳּכַי וַיַּגֵּד לְאֶסְתֵּר הַמַּלְכָּה וַתֹּאמֶר אֶסְתֵּר לַמֶּלֶךְ בְּשֵׁם מָרְדֳּכָי.

Есф 2:21 В это время, как Мордехай сидел у ворот царских, два царских евнуха, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились, и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса.

Книга Есфирь не говорит нам, как Мордехай узнает о заговоре. Таргум Шени (арамейский перевод книги Есфирь конца первого тысячелетия нашей эры) дает следующее пояснение: קודשא ברוח פתגמא איתחזי בכן, «это стало известно через божественный дух». Рабби Хийя бар Абба предложил альтернативную идею: Гавафа и Фарра были тарсианами (Тарс – область в Малой Азии), и говорили они по-тарсиански. По словам р. Хийя бар Абба, заговорщики просто не знали, что Мордехай понимает их язык. Это предположение является вариацией более ранней эллинистической расширенной версии Мегилы (книги Есфирь), которая предполагает, что Гавафа и Фарра думали, что Мордехай спит:

Греческая Есфирь (OG) A:12 И Мордехай отдыхал во дворе с Гавафой и Фаррой, двумя евнухами царя, которые охраняли двор. A:13 Он и подслушал их обсуждения, и поинтересовался их амбициями, и узнал, что они готовятся наложить руки на царя Артаксеркса, и рассказал об этом царю.

Образ Мордехая, подслушивающего заговорщиков, основан на недопонимании фразы וּמָרְדֳּכַי יוֹשֵׁב בְּשַׁעַר הַמֶּלֶךְ , которая трактуется, как «Мордехай сидел у ворот дворца», но эта фраза - официальное указание на некий невысокий придворный титул, а не на физическое местонахождение Мордехая во время разговора двух евнухов. Позже в Книге Есфирь, когда Артаксеркс приказывает Аману провести Мордехая по всему городу, он называет его как (Есф 6:10) מָרְדֳּכַי הַיְּהוּב בְּשַׁעַר הַמֶּלֶךְ Мордехай, еврей, который сидит в воротах короля. Конечно, дело было не в том, где найти Мордехая, который всегда сидит у ворот, а в том, чтобы указать на его положение в администрации Артаксеркса.

Итак, если Мордехай не подслушивает разговор заговорщиков, как он узнает о заговоре? Несколько сцен в Книге Есфирь предполагают, что у Мордехая во дворце есть верные ему люди, которые снабжают его информацией.

Подкуп Амана: откуда знает Мордехай?

Когда Аман пытается убедить царя Артаксеркса убить иудеев, он приводит причину, почему это в интересах царя, и завершает это взяткой: Есф. 3:9 Если угодно вашему величеству, пусть будет издан указ об их уничтожении, и я дам десять тысяч талантов серебра управляющим для внесения в царскую казну.

Артаксеркс отвечает:

אסתר ג:ט אִם עַל הַמֶּלֶךְ טוֹב יִכָּתֵב לְאַבְּדָם וַעֲשֶׂרֶת אֲלָפִים כִּכַּר כֶּסֶף אֶשְׁקוֹל עַל יְדֵי עֹשֵׂי הַמְּלָאכָה לְהָבִיא אֶל גִּנְזֵי הַמֶּלֶךְ.

Есф 3:11 И сказал царь: серебро твое, как и люди, и с ними делай, что тебе угодно.

Неясно, принимает ли Артаксеркс деньги, но в любом случае он дает Аману карт-бланш на осуществление своего плана.

Затем публично провозглашается уничтожение евреев (Есф. 3:13). Вскоре Мордехай узнает об указе и публично оплакивает его, надев вретище и посыпая себя пеплом (Есф. 4:1). Есфирь, не зная об указе, отправляет придворного Гафаха выяснить значение действий Мордехая, и Мордехай отправляет обратно сообщение, объясняющее:

אסתר ד:ז וַיַּגֶּד לוֹ מָרְדֳּכַי אֵת כָּל אֲשֶׁר קָרָהוּ וְאֵת פָּרָשַׁת הַכֶּסֶף אֲשֶׁר אָמַר הָמָן לִשְׁקוֹל עַל גִּנְזֵי הַמֶּלֶךְ (ביהודיים) [בַּיְּהוּדִים] לְאַבְּדָם.

Есф 4:7 И рассказал Мордехай [Гафаху] все, что с ним случилось, и все о деньгах, которые Аман предлагал внести в царскую казну за истребление иудеев (У Мордехая даже есть бумажная копия указа, которую Гафах показал Есфири (Есф. 4:8)).

Откуда Мордехай знает о деньгах, которые Аман предложил в царскую казну за уничтожение евреев? Эта информация не фигурирует в самом публичном указе. Мордехай мог получить эту информацию только из источников во дворце, возможно, от доверенных лиц царя или Амана, или, что более вероятно, от дворцовой стражи или слуг, которые могли быть свидетелями сделки.

В то время как Мордехай получает секреты из своих дворцовых источников, его собственные секреты надежно хранятся.

Хранение секретов Мордехая

После того, как Артаксеркс лишает Астинь звания царицы и приказывает своим людям собрать привлекательных женщин для своего гарема, одна из взятых женщин — двоюродная сестра и приемная дочь Мордехая, Есфирь:

אסתר ב:י לֹא הִגִּידָה אֶסְתֵּר אֶת עַמָּהּ וְאֶת מוֹלַדְתָּהּ כִּי מָרְדֳּכַי צִוָּה עָלֶיהָ אֲשֶׁר לֹא תַגִּיד. ב:יא וּבְכָל יוֹם וָיוֹם מָרְדֳּכַי מִתְהַלֵּךְ לִפְנֵי חֲצַר בֵּית הַנָּשִׁים לָדַעַת אֶת שְׁלוֹם אֶסְתֵּר וּמַה יֵּעָשֶׂה בָּהּ.

Есф 2:10 Есфирь не открыла родства своего и семьи своей, потому что Мордехай сказал ей не открывать. 2:11 Каждый божий день Мордехай ходил перед двором гарема, чтобы узнать, как поживает Есфирь и что с ней происходит.

Есфирь должна держать в секрете свои отношения с Мордехаем, и тем не менее он ежедневно появляется за пределами гарема, чтобы узнать, как у нее дела. Не вызовут ли его посещения подозрения? Если да, то эта информация никогда не попадет ни к Артаксерксу, ни к Аману.

Даже после того, как Артаксеркс сделал Есфирь царицей, и она больше не находится под опекой Гегая, хранителя гарема, она все еще хранит свое происхождение в тайне. Гегая можно воспринимать как сторонника Мордехая. Победа Есфири достигается благодаря его помощи, поскольку именно Гегай проявляет личный интерес к Есфири и учит ее, как завоевать интерес царя. (Есф. 2:9, 15б). В тексте упоминается только его предпочтение Есфирь, но, учитывая связь Мордехая и его доминирующую роль в постоянном посещении гарема, участие Гегая, также можно рассматривать как услугу Мордехаю. Вскоре после этого, она отправляет Гафаха с сообщениями к Мордехаю, а Мордехай отправляет сообщения в ответ. Опять же, ни Артаксеркс, ни Аман так никогда не узнали об этом. Судя по всему, Мордехай (и Есфирь) пользуется лояльностью многих дворцовых чиновников.

На самом деле, ближе к концу истории, когда царь снова появляется во дворце только для того, чтобы найти нечто похожее на попытку изнасилования королевы Аманом, один из слуг, Харбона, упоминает, что Аман также планировал казнить Мордехая, верного слугу царя. (Есф 7: И сказал Харбона, один из евнухов при царе: вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, говорившего доброе для царя, стоит у дома Амана, вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь: повесьте его на нем). Это напрямую ведет к казни Амана и продвижению Мордехая.

Однако, если Мордехай, кажется, пользуется широкой поддержкой среди домашних слуг Артаксеркса, то он менее популярен среди своих коллег-чиновников.

Придворные выбирают бой

Когда Амана повышают, Мордехай отказывается кланяться ему:

אסתר ג:ב וְכָל עַבְדֵי הַמֶּלֶךְ אֲשֶׁר בְּשַׁעַר הַמֶּלֶךְ כֹּרְעִים וּמִשְׁתַּחֲוִים לְהָמָן כִּי כֵן צִוָּה לוֹ הַמֶּלֶךְ וּמָרְדֳּכַי לֹא יִכְרַע וְלֹא יִשְׁתַּחֲוֶה.

Есфирь 3:2 Все придворные царя у ворот дворца преклонили колени и низко поклонились Аману, ибо таков был царский приказ о нем; но Мордехай не преклонял колени и не кланялся низко.

Как и читатели Книги Есфирь, придворные царя не знают, почему Мордехай не подчиняется приказу Аратксеркса поклониться:

אסתר ג:ג וַיֹּאמְרוּ עַבְדֵי הַמֶּלֶךְ אֲשֶׁר בְּשַׁעַר הַמֶּלֶךְ לְמָרְדֳּכָי מַדּוּעַ אַתָּה עוֹבֵר אֵת מִצְוַת הַמֶּלֶךְ.

Есф 3:3 И сказали царские приближенные, которые были у ворот дворца, Мордехаю: почему ты не слушаешься царского повеления?

Мордехай не отвечает на вопрос, и придворные, находящиеся с ним у ворот, в конце концов вступают в конфронтацию:

אסתר ג:ד וַיְהִי (באמרם) [כְּאָמְרָם] אֵלָיו יוֹם וָיוֹם וְלֹא שָׁמַע אֲלֵיהֶם וַיַּגִּידוּ לְהָמָן לִרְאוֹת הֲיַעַמְדוּ דִּבְרֵי מָרְדֳּכַי כִּי הִגִּיד לָהֶם אֲשֶׁר הוּא יְהוּדִי.

Есфирь 3:4 Когда они говорили с ним день за днем, а он не слушал их, они доносили Аману, чтобы посмотреть, восторжествует ли решимость Мордехая; теперь он сказал им, что он еврей.

Почему придворные рассказывают? В то время как читатели Книги Есфирь часто предполагают, что это было предубеждением против него за то, что он был евреем, но, скорее проистекает из зависти: почему они должны кланяться, в то время как Мордехай не кланяется?

Почему Мордехай не склоняется?

Как уже отмечалось, Мордехай не объясняет, почему он не поклонится. Традиционная раввинистическая интерпретация состоит в том, что Мордехай, будучи евреем, считает поклонение Аману формой идолопоклонства. Альтернативно, проблема объясняется тем, что Аман был потомком ненавистных амаликитян. Однако проявляется и более приземленная мотивация: Мордехай отказывается отдать дань уважения своему политическому сопернику.

Взглянем, что происходило в рассказе до этого момента. В начальной истории Артаксеркс имеет семь главных советников:

אסתר א:יד וְהַקָּרֹב אֵלָיו כַּרְשְׁנָא שֵׁתָר אַדְמָתָא תַרְשִׁישׁ מֶרֶס מַרְסְנָא מְמוּכָן שִׁבְעַת שָׂרֵי פָּרַס וּמָדַי רֹאֵי פְּנֵי הַמֶּלֶךְ הַיֹּשְׁבִים רִאשֹׁנָה בַּמַּלְכוּת.

Есф 1:14 Приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве.

Примечательно, что ни Мордехай, ни Аман не входят в этот список тех, кто имеет «доступ к царскому присутствию» — буквально «тех, кто может видеть царское лицо». (Это объясняет, почему Мордехай не мог сам сообщить о заговоре против царя, Он не тот, кто «может увидеть царское лицо», т. е. он не имеет прямого доступа к царю, но он может получить доступ к царю косвенно, через Есфирь). В следующей главе Мордехай спасает царя, и сразу же после этого визирем назначается неизвестный Аман, а не он, перешагивая через семерых членов внутреннего круга:

אסתר ג:א אַחַר הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה גִּדַּל הַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ אֶת הָמָן בֶּן הַמְּדָתָא הָאֲגָגִי וַיְנַשְּׂאֵהוּ וַיָּשֶׂם אֶת כִּסְאוֹ מֵעַל כָּל הַשָּׂרִים אֲשֶׁר אִתּוֹ.

Есф 3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него.

В тексте не говорится, что послужило причиной этого возвышения или почему Артаксеркс выбирает кого-то, кто еще не был среди его ближайших советников. (Хотя читатели могут предположить, что Аман совершил что-то очень важное в царстве, что оправдало его внезапное возвышение, Мордехай только что спас царю жизнь!) Рассчитывал ли Мордехай, что его назначат визирем, или просто добавят в группу ближайших советников, он, конечно же, не ожидал, что его полностью обойдут стороной и что другое лицо — вероятно, придворный второго уровня, как и он сам — переместится на политическую вершину.

Чтобы усугубить оскорбление, царский указ повелевает придворным поклоняться Аману, но Мордехай отказывается его выполнять. Одно дело быть побежденным соперником, и совсем другое — быть вынужденным отдать ему дань уважения впоследствии.

Есфирь в роли туза в рукаве Мордехая

Долгосрочная цель Мордехая стать главным советником царя также является причиной того, что он хотел, чтобы Есфирь хранила в тайне свою личность даже после того, как ее избрали царицей.

אסתר ב:כ אֵין אֶסְתֵּר מַגֶּדֶת מוֹלַדְתָּהּ וְאֶת עַמָּהּ כַּאֲשֶׁר צִוָּה עָלֶיהָ מָרְדֳּכָי וְאֶת מַאֲמַר מָרְדֳּכַי אֶסְתֵּר עֹשָׂה כַּאֲשֶׁר הָיְתָה בְאָמְנָה אִתּוֹ.

Есф. 2:20 Есфирь по-прежнему не открывала ни своей семьи, ни своих родственников, как наставлял ее Мардохей; ибо Есфирь повиновалась приказанию Мордехая, как она делала, когда была под его опекой.

Текст не объясняет, почему он хочет, чтобы она хранила этот секрет. Греческая версия Есфири объясняет, что он хотел, чтобы она держала в секрете свой иудаизм, чтобы она могла оставаться наблюдательной, не сталкиваясь с Артаксерксом по поводу ее религиозных обрядов:

Греческая Есфирь [OG] 2:20 Но Есфирь не открыла своего происхождения. Ибо так повелел ей Мордехай: бояться Бога и творить повеления Его, как и когда она была с ним. Так что Есфирь не изменила своего образа жизни.

На политическом уровне решение Мордехая особенно удивительно: разве Мордехаю не выгодно быть двоюродным братом и приемным отцом царицы? Создается впечатление, что политические расчеты Мордехая меньше похожи на то, как дворяне способствовали королевским бракам со своими дочерьми, чтобы получить богатство и положение, а больше походили на сбор разведданных в стиле Дж.-Эдгара-Гувера. (Глава ФБР на протяжении полувека)

Мордехай имел осведомителей по всему дворцу, и выбор Есфирь сначала в качестве наложницы, а затем в качестве королевы, дает Мордехаю беспрецедентный доступ к дворцовой информации, которую он может использовать в своих интересах. Но это работает только до тех пор, пока Артаксеркс, а также соперники Мордехая среди придворных не осознают их родства.

Когда Мордехай узнает о заговоре против царя, а Есфирь сообщает эту информацию царю от его имени, они рискуют разоблачить свои отношения. Но это разумный шанс для Мордехая, поскольку он полностью ожидает, что спасение жизни царя поднимет его на высокий пост. Когда этого не происходит, он злится на человека, который получил его вместо него.

Почему Аман просто не убивает Мордехая?

Узнав о неуважении Мордехая, Аман приходит в ярость, но, учитывая, что Мордехай является силой во дворце и только что спас жизнь царю, Аман обеспокоен тем, чтобы отомстить Мордехаю :

אסתר ג:ו וַיִּבֶז בְּעֵינָיו לִשְׁלֹח יָד בְּמָרְדֳּכַי לְבַדּוֹ כִּי הִגִּידוּ לוֹ אֶת עַם מָרְדֳּכָי וַיְבַקֵּשׁ הָמָן לְהַשְׁמִיד אֶת כָּל הַיְּהוּדִים אֲשֶׁר בְּכָל מַלְכוּת אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ עַם מָרְדֳּכָי.

Есф 3:6 И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев.

Термин «пренебрег» — это тот же глагол, который Исав использовал, когда продал свое первородство Иакову (Бытие 25:34): וַיִּבֶז עֵשָׂו אֶת הַבְּכֹרָה, «Так презрел Исав первородство». То есть Исав с презрением отвергал то, что было ему недоступно. Точно так же и здесь Аман с презрением отвергает возможность убийства Мордехая, что для него не вариант.

Таким образом, то, что Аман узнал, что Мордехай — еврей, дает ему предлог для избавления от Мордехая, так, чтобы это не выглядело бы при этом, как личная борьба одного придворного против другого. Он скроет убийство Мордехая, убив всех евреев за преступление общей неверности.

Различие между Аманом и Мордехаем: кто виноват?

Хотя Аман является агагитянином и становится צורר היהודים – ненавистником иудеев (Есф. 8:1), инцидент начинается с личной неприязни к честолюбивому придворному, который стоит у него на пути. Евреи на этом этапе — это просто ам Мордехай , «народ Мордехая» (Есф. 3:6).

Таким образом, выходит, что Мордехай не такой уж и героический персонаж. Скорее перед нами предстает умудренный опытный царедворец, вынужденный полагаться на Есфирь, чтобы исправить собственные ошибки, вызванные уязвленной гордостью. Действительно, такое прочтение может лежать в основе комментария Равы в Талмуде (р. Мегилла 12b–13a) о том, что история Пурима, по сути, является ошибкой Мордехая в том, что он вызвал зависть Амана.