Найти тему
Кинопоиск

Что происходит с кинопроизводством в России? Мы узнали у продакшен-студий

Оглавление

В последний месяц голливудские студии приостановили деятельность в России, в том числе работу над местным контентом. Netflix заморозил производство российских сериалов. Копродукция с европейскими странами тоже маловероятна из-за политических условий. Нестабильный курс увеличивает бюджет производства, а закупка иностранного оборудования и программного обеспечения затруднена из-за денежных переводов за рубеж и сложностей в доставке.

Кинопоиск расспросил представителей продакшен-студий, выпускающих народные комедии, фестивальные фильмы, анимацию, теле- и веб-сериалы, о том, что изменилось в их работе за последний месяц и что они думают о будущем индустрии в России.

-2

Лала Рустамова

Генеральный продюсер студии Bazelevs («Елки», «Горько!»)

-3

На начало года у нас были запланированы съемки четырех проектов (три в традиционном формате, один — в формате скринлайф). Они все сейчас в производстве. По одним проектам съемки уже стартовали, по другим стартуют в апреле. У одного проекта предполагалось фестивальное турне в Европе и копродукция на этапе постпродакшена, но уже очевидно, что в эти планы придется внести коррективы, искать новые рынки для проката и партнерства.

Наши основные проекты — внутрироссийские, традиционное для Bazelevs народное и комедийное кино. Главный релиз готовим к концу года. Основные производственные риски на отдельные виды работ, например на компьютерную графику, мы связываем сейчас со скачком курса. Поскольку многие бюджеты были сверстаны еще в прошлом году, мы ожидаем возможного роста смет, но рассчитываем, что он будет незначительным.

Очень сложно спрогнозировать, что будет с кинопрокатом. Больше всего переживают съемочные группы, технические специалисты, они пытаются заполнить свой график до конца года. Сильно пострадали рекламная индустрия и все, кто ее обслуживает. Для кинокомпаний с точки зрения производства принципиально ничего не должно поменяться, все изменения будут касаться проката и продаж. А это больше всего ударит по авторскому кино, для которого половина успеха — это фестивальная судьба и европейская копродукция.

Самым востребованным жанром однозначно будут комедии. Добрые, семейные, вызывающие ностальгию или чувство единения. Жанровое кино — хорроры, фэнтези — хорошо заходит зрителю, чтобы отвлечься от текущего момента. Другой вопрос, что фэнтези — довольно долгий и дорогой в производстве жанр, на разработку и выпуск таких фильмов может понадобиться не меньше двух лет. И нет уверенности, что платформы сегодня готовы входить в такие рискованные проекты.

Что касается удешевления производства, то здесь попытки сэкономить в большинстве случаев приводят к неудаче. Нужно не экономить, а находить креативные решения. Мы верим в скринлайф. Кажется, это хороший формат, чтобы отрефлексировать происходящие перемены. Для традиционного кино первая статья, которая подойдет под сокращение, — это компьютерная графика.

-4

Артем Васильев

Генеральный продюсер кинокомпании Metrafilms («Оторви и выбрось», «Джетлаг»)

   «Оторви и выбрось»
«Оторви и выбрось»

У нас сейчас нет фильмов в съемочном периоде, на этот период не было ничего запланировано. В начале февраля мы закончили съемки военной драмы «Воздух», которая сейчас находится на стадии монтажа. Мы продолжаем работу над «Белым списком» Алисы Хазановой, также находится в монтаже совместный проект с компанией Анны Шалашиной Wish Media — «Крецул» режиссера-дебютантки Александры Лихачевой, снятый в прошлом году в Молдове и Литве. Работаем над анимационным полным метром «Три кота и море приключений», который должен выйти в прокат 1 июня. 21 апреля выходит в прокат фильм Кирилла Соколова «Оторви и выбрось» с Анной Михалковой в главной роли.

Все наши международные проекты сейчас остановлены, некоторые отменены. Очевидно, что привычная модель работы с партнерами перестала существовать. Однако мы продолжаем заниматься некоторыми проектами, которые были в разработке, но их количество мы также сократили. Сейчас нужно на все смотреть другими глазами и искать новые пути взаимодействия не только с партнерами, но и со зрителем.

-6

Антон Щукин

Сооснователь, генеральный продюсер компании Good Story Media («Исправление и наказание», «Звоните ДиКаприо!»)

Я думаю, что будут востребованы жанры, которые могут дать позитивную эмоцию. Общество находится в напряжении, события и бесконечные новости испытывают нервную систему на прочность. Полагаю, что людям требуется разрядка — комедия, сказка, ретроистория. Словом, все, что несет некий положительный заряд.

Как ни странно, если смотреть в будущее, то любой кризис — это прежде всего возможности. Поэтому сокращать нужно, точнее, это неизбежно, но только то, что является балластом. Нужно инвестировать в то, что на выходе даст тебе лучшие позиции на рынке.

-7

Владимир Николаев

Генеральный продюсер Wizart Animation («Снежная королева», «Ганзель, Гретель и Агентство магии»)

   «Снежная королева: Разморозка»
«Снежная королева: Разморозка»

Производство уже запущенных анимационных проектов мы не приостанавливали, как и разработку новых, так как все производственные этапы сконцентрированы на студии. Мы используем в производстве свой внутренний полноценный пакет для создания 3D-графики под названием Wizart DCC Platform. Вышедший ранее на Netflix и Кинопоиске мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии» на 90% был создан с помощью этого ПО. Из ближайших планов — кинопрокат новой части франшизы «Снежная королева: Разморозка», который стартует с 26 мая.

Наши мультфильмы выходили в прокат более чем в 190 странах мира, а также были показаны на ведущих стриминговых платформах, мы изначально ориентировались на мировой рынок. Ранее мы заключили сделки на релиз новых проектов в международном прокате, но в данный момент развитие событий сложно предсказать, так как многое стремительно меняется. Большинство игроков индустрии сейчас не понимают, какие изменения еще могут последовать.

Производство в российских анимационных компаниях построено на импортном программном обеспечении. Сейчас из-за вводимых ограничений работа многих студий может быть затруднена. Мы предоставили коллегам ранний доступ к нашему ПО, которое заменяет иностранное на различных стадиях производства анимации, и продолжаем его разработку под актуальные потребности индустрии.

Что касается будущего анимации, оно, безусловно, есть. В последнее время мы все наблюдали рост интереса к российскому кино и анимации. Например, в Китае наша анимация всегда пользовалась большим спросом. И этот интерес сохранится. Главное, чтобы новая вспышка коронавируса не затянулась и это не сказалось на многих сферах жизни жителей, в частности на кинопрокате страны.

Сейчас не представляется возможным найти способы удешевить производство. С увеличением затрат растут бюджеты всех стадий производства проектов. А отказ от каких-либо процессов будет сказываться на качестве конечного продукта, что для нас недопустимо.

-9

Ирина Смирнова

Генеральный продюсер кинокомпании «Русское» («Склифосовский», «Зулейха открывает глаза»)

   «ЗАТО»
«ЗАТО»

Наш сериал для Netflix «ЗАТО» в заморозке, но уверена, что так или иначе зритель этот проект увидит. По текущим проектам никаких глобальных изменений нет, все сериалы кинокомпании, как и раньше, снимаются на территории России.

Предсказать, что будет через год, на данный момент не может никто. В целом по рынку очевидно, что сейчас период неопределенности, связанный с механизмом финансирования. Потому что сериалы в подавляющем большинстве напрямую зависят от рекламы. Тем не менее я не склонна поддерживать упаднические настроения. Последние годы индустрия жила в режиме больших бюджетов у части проектов, но хорошее кино можно снимать и за более скромные деньги, ведь в кино и сериалах важны не только технологии, а смыслы. Если есть история, которая будет интересна зрителю, мы сможем снять ее даже в ситуации экономической неопределенности.

Что касается высокобюджетных проектов с обилием современной графики, то нет уверенности, что они будут в ближайшем будущем. И дело не только в бюджетах, но и в экспертизе, в людях, способных производить сложные масштабные продукты, технологически сопоставимые с Голливудом. Тенденция к эскапизму в кино и сериалах для российского зрителя будет прослеживаться. Но те, кто сейчас утверждает, что будет один сплошной патриотический контент, глубоко ошибаются. Наоборот, сейчас есть запрос на жизнеутверждающее, доброе, веселое кино.

-11

Кирилл Алехин

Продюсер и режиссер, кинокомпании Life Is Short, letsplay.team («Естественный отбор», «Изи катка»)

   «Естественный отбор»
«Естественный отбор»

Мы запустили два веб-сериала — документальные «Мишки на сервере» о российском киберспорте и новый сезон «Естественного отбора», драмеди о свиданиях. Писали и готовили еще в 2021 году, подали на конкурс Института развития интернета, а в марте получили «письмо счастья»: нас поддержали.

За полгода, которые прошли между бюджетированием и запуском, скажем так, многое поменялось. Весь месяц проверяли и перепроверяли договоренности. Почти все в силе, летом снимаем. Да, много неопределенности (совсем другие цены, новые ограничения); появилось чувство, что ты в компьютерной стратегии строишь базу, а вокруг туман. Но настрой — спокойная решимость. Есть классные сценарии, есть лимит затрат. Команде — а это человек тридцать, — есть чем заняться. До этого мы два года снимали в пандемию (маски, тесты, локдауны), и это тоже был, казалось бы, непроходимый квест. Вообще, когда было легко?

Еще зимой написали комедийный сериал про тридцатилетнего эгоиста, который узнал, что у него есть взрослая дочь. Весной собирались питчить его платформам, но сейчас переписываем сезон: серии короче, бюджет меньше. Мы очень хотим снять проект и будем искать любые возможности. Одна из них — сделать историю компактнее (а значит, дешевле), сохранив зерно — героев, месседж, интонацию.

Какая атмосфера в индустрии сегодня, сказать сложно. Точно больше тревоги и осторожности в оценке проектов. Но кино в России — это не курилка, в которой все друг с другом постоянно что-то перетирают. Коллеги, с которыми разговаривал в марте, продолжают работать. Заморозилось рекламное производство, но кино — это всегда игра вдолгую. Фильм или сериал готовится год-два, столько же снимается, потом выпуск, дистрибьюция. И если ты встал на паузу сегодня, если оцепенел, через год тебе не с чем будет выходить на площадку, а через два — на экраны. Поэтому девелопмент идет, платформы читают заявки и сценарии, бьются тарелки.

Несколько раз за неделю встретил забытый термин «мелкокартинье». Пишут, что в России теперь будет только бюджетное лирическое кино: разговорные комедии, мелодрамы, мамблкор. Но вряд ли исчезнут целые жанры. Да и лучший (пока) российский сериал этого года «Почка» тоже не хай-баджет. Несложные в производстве сценарии? Да. Актерское кино? Тоже да.

А экономили в нашем кино всегда. Мы в марте перешли на электронный документооборот (это спасает 3 рубля с каждой страницы каждого договора). Прочесали Avito и купили бэушную технику — хорошую камеру, оптику (за ней слетали в Челябинск), звук. Есть идеи. Есть люди. Есть на что снимать. Остальное потихоньку наладится.

Авторы: Тимур Алиев, Лиза Кузнецова

Фото: jay_b / Getty Images, Sunshine Seeds / Getty Images

[data-stk-css="stkgzJ-S"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1); border-radius: 12px } [data-stk-css="stk-8vyS"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px } [data-stk-css="stkdcIAn"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1); border-radius: 12px } [data-stk-css="stkkR-o3"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px } [data-stk-css="stkxJWhz"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1); border-radius: 12px } [data-stk-css="stktKJjU"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px } [data-stk-css="stk0tqCH"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1); border-radius: 12px } [data-stk-css="stkAcEB6"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px } [data-stk-css="stkKVWgu"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1); border-radius: 12px } [data-stk-css="stkbr71y"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px } [data-stk-css="stkJL9FS"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: rgba(247, 247, 247, 1); border-radius: 12px } [data-stk-css="stkclcV5"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px }