В этом деле подрядчик — победитель тендера и заказчик были на одной стороне. Де-юре они спорили с территориальным управлением ФАС — хотели отменить решение об отмене результатов закупки. А-де-факто — с другим поставщиком-жалобщиком, из-за жалобы которого этот тендер и отменили. Жалобщик в суд не явился, представители заказчика — тоже, хотя и заявили, что поддерживают во всем действия подрядчика. И подрядчик справился: решение ФАС отменили, доказали, что жалобу подали злонамеренно и жаловался «профессионал»; контракт вернули победителю.
Почему в УФАС решили, что заказчик необоснованно укрупнил лот
Закупали работы по нанесению разметки на дорогах в Ростовской области и уже определили победителя, только сам контракт еще не успели подписать. В территориальное управление антимонопольной службы поступила жалоба на этот тендер. По мнению жалобщика, в этой закупке установили неправомерные критерии оценки по опыту, непонятно какими именно документами этот опыт нужно было подтверждать. И хотя жалобу признали необоснованной, именно она запустила внеплановую проверку и последующую отмену закупки.
В результате объединения максимальное значение цены контракта составило 500 000 000 руб., обеспечение заявки участника — 25 000 000 руб., а размер обеспечения исполнения контракта — 150 000 000 руб. По мнению ФАС, большой размер обеспечения привел бы к сокращению числа претендентов и ограничению конкуренции.
Помимо этого, ФАС установила, что в документации о проведении закупки отсутствует информация о месте выполнения работ. Ведомство признало жалобу обоснованной и выдало предписание об аннулировании закупки. Заказчик с этим не согласился и пошел в суд. В результате ФАС вынесла решение об отмене результатов определения поставщика.
Как подрядчик и заочно заказчики убедили суд, что укрупнения и других нарушений в закупке нет
Очно в суде участвовал только поставщик-победитель. Заказчик в суд не явился, но на предварительных слушаниях заявил, что поддерживает доводы своего подрядчика. Вот что они сообщили суду: нельзя заранее предсказать, какая будет потребность по нанесению разметки и где — в каком районе области и на какой дороге, а также на каком участке дороги она сотрется быстрее.
А вот как выглядела бы работа и оплата по контакту в реальности: ежемесячно кураторы заказчика проводят обследования дорог, выявляют участки, где разметка стерлась или утратила свойства. Далее эти сведения обрабатывают и выдают заказ-наряд по нанесению разметки в конкретном месте и в конкретном объеме. И только после принятия результатов работ по нарядам-заказам заказчик бы оплачивал работы. Следовательно, закупать работы по разметке по конкретным районам области или по улицам невозможно, потому что невозможно предугадать, где эта разметка сотрется.
Кроме того, само решение об аннулировании тендера не только нарушает законные интересы победителя, но косвенно влияет на безопасность дорожного движения. Если где-то разметка стерлась — потенциально аварийная ситуация, которую нужно срочно исправлять. Победитель уже бы мог начать выполнять работы, но закупку аннулировали. Повторно объявлять закупку — необоснованные временные затраты. А дороги без разметки — риск для автомобилистов всего региона.
Суд принял доводы поставщика и заказчика, а выводы ФАС признал ошибочными. Решение ФАС признали незаконным. По сложившейся арбитражной практике решения об отмене решений органов власти подлежат немедленному исполнению.
Как в суде доказали, что изначальную жалобу подал профессиональный жалобщик
Податель жалобы, из-за которой закупку аннулировали, оказался профессиональным жалобщиком. Стать победителем в этом тендере он и не собирался, ведь даже в нем не участвовал. К такому выводу пришел суд. Это даже подтвердил и представитель УФАС. Вот три признака, по которым можно определить, что жалобы подает профессиональный жалобщик, а не добропорядочный конкурент.
Признак 1. Жалобщик жалуется, но не участвует в тендерах.
С момента своей регистрации юридическое лицо подало в различные территориальные управления ФАС 669 жалоб на нарушения у разных заказчиков. Причем 577 жалоб удовлетворили — значит, обоснование жалоб было грамотным. При этом в самих тендерах ООО не принимало участие. Кроме того, жалобщик вообще не имеет опыта выполнения работ на госзаказах.
Признак 2. Жалобщика создали недавно.
Это признак косвенный, но зачастую рабочий. Профессиональные жалобщики могут зарегистрировать юридическое лицо буквально за пару дней до окончания закупки. То есть регистрируют его только для того, чтобы на эту закупку и пожаловаться. В данном случае юрлицо зарегистрировано 23.06.2020. Примерно за год до указанных событий, но повторимся, все это время поставщик только жаловался, но никогда не участвовал в закупках. Получается, в среднем таких жалоб было по две штуки в день с момента регистрации.
Признак 3. Жалобщик не имеет специальных документов.
Обычно это лицензии на выполнение определенных работ, которые являются предметом контракта. Такие лицензии требуются по закону, получить их нелегко. А зачем жалобщику такие лицензии, если работы он все равно не собирается исполнять. На работы по разметке дорог нужен специальный допуск СРО, которого у жалобщика не было. А у победителя, разумеется, были все необходимые документы и опыт выполнения аналогичных работ.
Документ: решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2021 по делу № А53-21288/21.
#госзакупки #работа с заказчиком #постащик #судебнаяпрактика #фас #фас рф