Издание с оригинальным текстом датировано 1853 годом. Ссылка на книгу здесь. Изображения взяты из альбома Кавказские типы.
Между Кубанью и рекою Шахе прибрежный край населен племенами Адиге, известными более под именем Черкесов. В пределах этого пространства обитают две отрасли этого племени Нагухайцы и Шапсуги, между которыми, за черту раздела их земель, можно принять приблизительно линию, проведенную от моря к Кавказскому хребту, около середины расстояния между укреплениями Новотроицким и Тенгинским. К югу от реки Шахе до северного ската возвышенной плоскости Ахчинскоу, живут Убыхи, обыкновенно причисляемые к племени Черкесов, но в самом деле племя совершенно особое имеющее свой язык, не подходящий ни к одному из Кавказских наречий. Происхождение Убыхов неизвестно, но по образу жизни, общественному устройству, нравам и обычаям они сходны с Черкесами и все вообще говорят, кроме своего природного, на Черкесском языке.
Жилища Черкесов просты: дома строятся более из плетня, и бывают обмазаны глиною внутри и снаружи. Сорок или пятьдесят подобных домов, крытых камышом или соломою, и расположенных кругообразно, составляют деревню; по концам каждой сделаны, также из плетня, сторожевые башни, Ночью стада загоняются внутрь деревни. На зиму для овец устроены особые загоны при берегах реки на низменных долинах. Лошади Черкесские пасутся на свободе по склонам гор и в долинах; они легки, крепки в ногах и выносят дальние переходы.
Как народ воинственный, Черкесы всего более заботятся о приобретении хорошего оружия и о воспитании лошадей. Скотоводством и земледелием занимаются единственно для удовлетворения первым потребностям жизни. Из хлебных растений сеют просо, отчасти яровую пшеницу, кукурузу и ячмень.
Внутренняя торговля у этого народа производится Армянами, под покровительством гостеприимства, священного правила у всех Горцев что касается до коммерческого сношения с Россиею, то оно ограничивается торгом на меновых дворах, устроенных по воле Русского правительства на границах Анапы по Черномории и Кавказской Линии. Адиге получают от России соль, хлеб, разные холщовые и бумажные изделия, а взамен дают лес, воск, мед и мягкую рухлядь.
Язык Адиге совершенно отличен от языка прочих Кавказских народов, и заключает в себе много букв губных и гортанных. Лучшим наречием говорят Кабардинцы и Бесленейцы, живущие по берегам Лабы. Адиге не имеют письмен, а в случае надобности переписываются между собою на языке Турецком, в чем помогают им муллы, единственный класс грамотных людей между ними.
Чтоб дать ясное понятие об этом примечательном народе, который считает себя в зависимости России, и между тем делает беспрестанные набеги на наши границы, должно сказать еще о его наездничестве, страсть к которому составляет отличительную черту его характера. С этою целью приводим здесь рассказ одного очевидца Русского офицера.
«Все племена Адиге в совокупности могли бы при большом между собою согласии выставить в случае нужды до 50 000 всадников. В общих походах, Адиге подчиняются умнейшим и опытнейшим из князей. Во время сражения начальники эти распоряжаются по своему произволу, действуя всегда врассыпную. Они никогда не бывают решительно разбиты, ибо уничтоженная толпа тотчас сменяется другою, другая третьею, и так далее. Десять или пятнадцать человек, залегши за скалами, в оврагах или кустарниках близ дороги, беспокоят целую колонну, которая могла бы беспрепятственно и без малейшей потери двигаться среди ровного и открытого места. Разорение их аулов не может нанести им решительного вреда, ибо материалы для постройки их домов находятся повсюду. Между тем семейства их, и главное имущество – стада, при малейшей опасности удаляются в горы, и остаются там до окончания военных действий. Замечателен образ набегов их на наши границы. Впереди едет белат (вожатый), несколько человек по бокам, остальная партия дробится на небольшие кучи и едет произвольно; вожатый суетится, - то скачет вперед, приникнув к седлу или поднявшись на стремена, то из-за кургана окидывает окрестности привычным глазом; вдруг палец приложит ко рту, - и вся партия остановилась; укажет на земь, - и все спешатся долой с коней; махнет к себе, и вихрем скачут, не смея перевести дыхание: так много Горцы доверяют своему белату, которому успех дает две доли добычи, знаменитость и доверенности, неудача – позор, а часто и самую смерть. Когда он увидит предмет, наводящий сомнение, то спешась, ползет на курган, с которого осматривает окрестности, и если заметит людей, мечет вверх шапку, и сам скатывается с кургана. Эту хитрость употребляют для того, чтобы ввести в обман осторожность неприятеля, и заставить думать, будто птицы слетела. При отдыхе, когда партия расположиться в лощине, а окрестности не позволяют скрыть соглядатая, делается защита из высокой травы, вроде снопа, под прикрытием которой караульный ползет на удобное место, и, спрятавшись в траве, лежит незаметным. Ночью порядок похода изменяется: боковые патрули съезжаются к партии и никто не отстает от большой куны, из страха растеряться: один только белат в нескольких сотнях шагов, со взведенным курком ружья, вслушиваясь в малейший шорох, и, не сводя глаз с ушей своего коня, медленно передвигается; глухой свист, по условию, распоряжает движениями всей партии. Во время ночного отдыха, партия окружает себя караульными, которые залегши по тропинкам или дорогам, приникнув ухом к земле, различают по гулу на большое пространство бег оленя от топота конского. Расторопность и сметливость белата почти неимоверны: в самую темную ночь, когда небо покрыто облаками, партия редко сбивается с своего направления. Белат заметив ветер, чувствует малейшее его изменение, и часто проверяет себя компасом. В звездную ночь, полярная звезда, Большая и Малая Медведицы – их вожатые. В случае когда компас разобьется или потеряется, и сухая погода мало увлажнит росою землю, тогда первая кочка служит компасом: приложив руку, согретую за пазухой, к четырем сторонам возвышения, влажнейшею определяют север, и направление берется с необыкновенною верностью. Одни только туманы рассеивают партии: тут искры, добытые огнивом, служат сигналом. Нередко по этим сигналам засада Русской передовой стражи, в мрачную, осеннюю ночь, узнавала близость хищников. Тогда с обеих сторон завязывалась перестрелка: на Русских постах зажигались маяки, и хищники, в страхе, чтобы не быть окруженными, скакали обратно в горы, протяжно перекликаясь, с клятвами и угрозами».
Источник: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген.штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 16 : Кавказский край : Ч. 1 - 10. - 1851-1858.
Т. 16, ч. 10 : Восточный берег Черного моря / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Карльгоф]. - 1853. - [6], 45 с. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Восточного берега Черного моря.