Останки рыбьей кости, обнаруженные при восьми различных раскопках в Иерусалиме, от железного века до раннего исламского периода, дают нам представление о том, какую рыбу ели местные жители и откуда она была импортирована.
Исследование рыбьих костей
За последние полтора века археологи раскопали множество мест в Иерусалиме, выявив многие аспекты повседневной жизни библейского города. Изучение керамических сосудов для приготовления пищи и сервировки, а также обнаружение пищевых отходов, в основном состоящих из выброшенных костей, многое рассказали о питании жителей города в разные периоды.
На ранних этапах археологии археологи концентрировались на костях более крупных животных, таких как овцы, козы и крупный рогатый скот, но позже они также обратились к раковинам и костям мелких животных, таких как птицы и рыбы. Так как такие мелкие предметы очень легко пропустить при раскопках, изучение этих костей было усилено введением сухого и особенно мокрого просеивания выкопанного грунта.
При последнем методе образец грунта высыпают на сито с водой. Затем грунт становится жидким и падает через отверстия, в то время как другой материал, особенно органический материал, такой как кости, задерживается в сетке и остается для изучения.
Рыбьи кости находят почти при каждой раскопке, где используются надлежащие меры сбора. Кости, как правило, довольно хорошо сохраняются в течение длительных периодов времени, и их можно идентифицировать таксономически, используя эталонную коллекцию современных рыбьих костей. Кроме того, определив тип рыбы, мы также можем определить ее происхождение: морская рыба происходит либо из Средиземного, либо из Красного моря, а пресноводная рыба происходит либо из системы реки Иордан, прибрежных рек и ручьев, либо из Нила. Такого рода информация помогает оценить торговые связи в древние времена.
В этой статье речь пойдет о рыбьих костях, раскопанных и проанализированных в восьми различных районах древнего Иерусалима от бронзового века до раннего исламского периода.
Несомненно, рыба составляла важную часть рациона населения. Рыбу приходилось ввозить в Иерусалим в основном с рыбных рынков на побережье. Срок хранения свежей рыбы невелик, и поэтому в древности ее, вероятно, покупали на местном рынке в Иерусалиме вяленой, солёной или копченой.
Дом в высеченном в скале бассейне и дом 2482
Самое большое скопление рыбьих костей в Иерусалиме было найдено в Городе Давида в ходе раскопок под названием «Пруд, вырезанный из камня», рядом с источником Гихон. В эпоху средней бронзы (с начала до середины 2 - го тысячелетия до н.э.) в скале была вырублена глубокая большая яма как часть сложной водопроводной системы города (несмотря на свое современное название, она, по-видимому, никогда не функционировала как бассейн).
Спустя сотни лет, примерно в середине 8 века до н.э., внутри этой ложбины был построен дом, пол которого был приподнят над поверхностью с помощью насыпи. Эта насыпь датируется более ранним периодом, примерно концом 9 века до н.э., по сломанным глиняным печатям, известным как «буллы», которые использовались для запечатывания писем или пакетов и, таким образом, ломались при вскрытии пакетов и писем.
Поэтому было высказано предположение, что насыпь под полом дома, вероятно, произошла от какой-то мусорной свалки административного здания, принимающей ввозимые в город товары, в том числе пакеты с рыбой, вероятно, остатки рыбы, прибывшие в город гнилыми и выброшенными в мусор вперемешку со сломанными буллами. Более того, представляется вероятным, что само здание может быть идентифицировано.
Рядом с этими раскопками находится еще одно место, известное как «Здание 2482. Там снова были найдены рыбьи кости и буллы, и в точно такой же пропорции, что явно указывает на то, что здание 2482 является тем самым административным зданием, сбрасывавшим свой мусор в бассейн.
Какие виды рыб?
Большинство костей, найденных в этих двух местах, принадлежали Sparus auratus , золотистому спару, известному нам сейчас как дорадо, которого местные жители называют «денис». Это морская рыба, обитающая в Средиземноморье. Изотопный анализ зубов этой рыбы из различных раскопок по всей стране показал, что она не была поймана в открытом море, а скорее завезена в Левант из гиперсоленой лагуны Бардавиль на Северном Синае. эта лагуна богата рыбой, и до сих пор здесь ловится большое количество дорадо.
Помимо дорады было обнаружено 15 других видов рыб. Вся рыба была кошерной, за исключением сома, акул и скатов. (Подробнее об этом позже.) Большинство костей принадлежало морской рыбе Средиземноморья (рыбы Красного моря найдены не были), но некоторые пресноводные рыбы, такие как Lates niloticus , нильский окунь, также были обнаружены при раскопках. В наши дни нильский окунь широко импортируется из озера Танганьика в Кении, но в железном веке древние египтяне ловили эту самую крупную в Ниле рыбу и экспортировали ее, вероятно, в копченом виде, по всему Восточному Средиземноморью.
Этот вывоз нильского окуня длился более 1500 лет, начиная с эпохи средней бронзы и даже раньше. Был ли нильский окунь той рыбой, которую израильтяне, согласно Числам 11:5, вспоминали, когда блуждали по пустыне, «мы помним рыбу, которую мы ели даром в Египте» חִנָּם), неизвестно, но их потомки точно могли наслаждаться этой (и другой) египетской рыбой на протяжении всего периода Первого Храма.
Богатый ассортимент рыбы, потребляемой жителями Иерусалима в период Первого Храма, указывает на то, что община была заинтересована в поддержании нескольких источников пищи через различные источники торговли. Неемия 3:3, источник персидского периода, описывая реконструкцию стен Иерусалима, прямо упоминает «рыбные ворота» (שַׁעַר הַדָּגִים; Неемия 3:3), которые, вероятно, функционировали как рыбный рынок. Более того, Неемия прямо ссылается на тирского рыбака:
נחמיה יג:טז וְהַצֹּרִים יָשְׁבוּ בָהּ מְבִיאִים דָּאג וְכָל מֶכֶר וּמֹכְרִים בַּשַּׁבָּת לִבְנֵי יְהוּדָה וּבִירוּשָׁלִָם
Неемия 13:16 Жители Тира, жившие там, привозили рыбу и разные товары и продавали их в субботу иудеям в Иерусалиме.
Это показывает, что даже в небольшом городе Второго Храма, Иерусалиме в персидский период, прибрежные финикийцы все еще появляются в Иерусалиме и продают свою рыбу местным иудеям, опять же вяленую, соленую или копченую.
Другие раскопки города Давида
Другие, более скромные сообщества дают нам еще одно представление о потреблении рыбы в более поздние периоды.
Раскопки Шило (поздний период Первого Храма)
Первое исследование рыбьих костей в Иерусалиме было основано на небольшом наборе из 245 костей, обнаруженных при раскопках Города Давида в 1980-х годах Игалом Шило. Большинство костей были датированы поздним железным веком, периодом Первого Храма, около 7 века до нашей эры .
В одном здании, расположенном в зоне G, известном как «Дом Ахикама», были обнаружены восемь видов рыб, в том числе нильский окунь, а также пресноводные сомы и тиляпии, морские каламы, кефаль и сибас, а также другой вид сома, привезенного из Нила. Это, вместе с другими находками в том же здании, свидетельствует о высоком экономическом и социальном статусе жителей.
Раскопки Мазара (поздний период Первого Храма)
Еще одна группа из 530 рыбьих костей была найдена в ходе раскопок под руководством Эйлата Мазара, датируемых концом периода Первого Храма, а также коротким вавилонским и более поздним персидским периодами. Это были те же виды рыб, которые были обнаружены при раскопках в каменном бассейне и в здании 2348, в том числе дорадо из озера Бардавиль и нильский окунь, импортированные из Египта.
Раскопки Гадот (период Второго Храма)
На участке, раскопанном Ювалем Гадотом, содержится информация о потреблении рыбы в раннеримский период Второго Храма. Толстый слой мусора этого периода покрывает остатки города железного века вдоль восточных склонов реки Кедрон. Влажное просеивание почвы дало 590 рыбьих костей, в основном из Средиземного моря, а также из Галилейского моря.
Раскопки Рейха и Шукрона (период Второго Храма)
К периоду раннего римского Второго Храма также относится еще один слой мусора к востоку от Храмовой горы, раскопанный Райхом и Шукруном. Они назвали это место «Священной свалкой», поскольку в толстых кучах грязи, которые они выкопали, по-видимому, хранятся остатки мусора Второго Храма. В грязи здесь были обнаружены останки, по-видимому, жертвенных животных, а также около 300 костей рыб тех же видов, найденных в других раскопках, рассмотренных выше.
Раскопки Амита и Вольфа (византийский период)
Небольшое количество рыбьих костей было найдено в руинах армянского монастыря византийского периода, раскопанных Дэвидом Амитом и Сэмом Вольфом. Среди них снова были останки нильского окуня, свидетельствующие об очень длительном периоде египетской торговли этой рыбой.
Раскопки Бен Ами (ранний исламский период)
Еще одно небольшое скопление рыбьих костей было найдено в мусорных ямах раннего исламского периода в ходе раскопок на стоянке Гивати под руководством Дорона Бен Ами. Считалось, что эти ямы служили мусором для местного рынка, и в двух из них были найдены рыбьи кости. Костей было 320, половина из них принадлежала пресноводному сому и несколько рыбе-попугаю из Красного моря. Поскольку в то время существовал небольшой исламский город на северном побережье Красного моря, недалеко от сегодняшнего Эйлата, эти кости предполагают торговые связи между этим городом и Иерусалимом.
Трефная рыба в Иерусалиме?
Согласно Торе, можно есть только рыбу с плавниками и чешуей (Второзаконие 14:9–10, ≅ Лев 11:9–12):
דברים יד: ט אֶת זֶה תֹּאכְלוּ מִכֹּל אֲשֶׁר בַּמָּיִם כֹּל אֲשֶׁר לוֹ סְנַפִּיר וְקַשְׂקֶשֶׂת תֹּאכֵלוּ. יד:י וְכֹל אֲשֶׁר אֵין לוֹ סְנַפִּיר וְקַשְׂקֶשֶׂת לֹא תֹאכֵלוּ טָמֵא הוּא לָכֶם.
Втор 14:9 Из всего, что живет в воде, вы можете есть их; вы можете есть все, что имеет плавники и чешую. 14:10 Но не ешьте ничего, у чего нет плавников и чешуи: нечисто это для вас.
Тем не менее, каждое из этих скоплений рыбьих костей из Иерусалима содержало остатки сомов и хрящевых рыб (акул и скатов), ни одна из которых не имеет чешуи. Их останки в комплексе раскопок в Иерусалиме были весьма обычны в периоды Первого Храма и Персидского периода (до 25%), редки в период позднего Второго Храма (менее 3%), а затем вновь обычны в византийском и раннеисламском периодах (до 50%).
Эти данные свидетельствуют о том, что законы, касающиеся чистой и нечистой рыбы, либо развились, либо стали общепринятыми среди евреев только в постперсидский период Второго Храма.