Найти тему
АТОН

Сколько экспорта из России «переварит» главная азиатская экономика

Оглавление

Китайский рынок огромен — ВВП страны за 2021 вырос до $17,7 трлн. На фоне потери европейских и американского рынков переориентация экспорта на Китай и другие азиатские страны выглядит логичным ходом для многих российских поставщиков. Но нужно ли Китаю столько российского сырья?

Китай — крупнейший потребитель по многим видам сырья: на него приходится больше 50% общемирового потребления стали, никеля, меди. Но одновременно в Китае настолько мощное собственное производство, что в среднем страна импортирует только 20–25% того, что ему нужно из сырьевых товаров.

По большинству металлов, которые экспортируются из России, Китай является нетто-импортером. Но легко поглотить российские объемы, которые до недавнего времени шли в Европу и США, Китай сможет только по двум видам сырья — железной руде и меди. Их Китай закупает в колоссальном количестве, и весь российский экспорт — 1% и 7% от объема китайского импорта соответственно.

-2

По стали все существенно сложнее: те объемы, которые идут из России в «недружественные государства» (около 10 млн тонн) — это 70% всего импорта Китая. Российский алюминий — это по объему почти 100% импорта в Китай, никель — 30%, уголь — 40%. Чтобы поглотить такие объемы из России, нужно будет отвернуться практически от всех поставщиков, а это, если и произойдет, скорее всего приведет к дополнительному снижению цен реализации.

Нельзя исключить роста импорта со стороны Поднебесной — например, для достижения целей по снижению уровней выбросов внутри страны

Выгодно ли российским поставщикам переключаться на работу с Азией и, в частности, Китаем с точки зрения цен?

Цветные металлы здесь торгуются с премией к европейским котировкам. Так называемая китайская премия на никель и алюминий связана с тем, что в стране физический недостаток металла. Так что по этим металлам переориентация каких-то объемов с точки зрения ценовой конъюнктуры выглядит выигрышной. Сталь же, напротив, исторически торгуется в Шанхае с дисконтом к европейским и черноморским ценам, и за последний год дисконт вырос.

Наконец, мы посмотрели на ситуацию с точки зрения логистики.

Расстояние от Москвы до Китая составляет 5 360 км против 1 860 км до Германии, так что транспортные издержки при переориентации из Европы в Азию будут выше. Но учитывая многочисленные логистические трудности, с которыми сейчас сталкиваются компании, вряд ли можно точно оценить, как повлияет переориентация на азиатские рынки на транспортные расходы.

Объективные проблемы с логистикой есть: нехватка контейнеров и судов в портах, а также дорожающий фрахт — все это привело к тому, что стоимость транспортировки подскочила. Рассматриваются альтернативные пути, но пока очевидных ключей к решению проблемы нет. Основная дополнительная нагрузка может лечь на РЖД, которые и так были перегружены в этом направлении. Так что рост расходов на транспортировку и сложности с отрузкой практически неминуемы.

24% — на столько по сравнению с прошлым годом увеличился объем контейнерных грузовых перевозок через БАМ и Транссиб в марте.

Читайте продолжение статьи на сайте АТОН.