Может ли дэт-команда быть коммерчески успешной? Может, если это Morbid Angel. Этот квартет родом из США. Команда известная, не менее, чем, скажем, Death, Diecide или Cannibal Corpse. Вот уже почти сорок лет они рубят «смертельный метал», а интерес у армии поклонников к их работам не пропадает. И здесь скрывается нечто, что выше понимания. Ибо музыка Morbid Angel - это вполне традиционный дэт, с ломанной ритм - секцией, массой переходов, поверхностным рыком.
Тем ни менее, именно эти ребята-экстремальщики из Флориды смогли подписаться на мажорный лейбл и распродать более миллиона своих дисков. Период становления группы, основанной гитаристом Треем Азагтотом, был довольно стандартным – несколько раз менялась вывеска, состав флуктуировал, а основу репертуара составляли каверы. В 1985-86 годах "Ангелы" сделали несколько собственных пробных записей, но на том дело и застопорилось, поскольку качество материала оставляло желать лучшего. В поисках правильного звучания приходилось решать кадровые проблемы и, наконец, все утряслось, когда компанию Азагтоту составили Дэвид Винсент (бас, вокал), Ричард Брунелл (гитара) и Пит Сандовал (ударные).
В 1991-м Morbid Angel выпустил альбом " Blessed Are The Sick", включивший в себя несколько песен с демо 1986 года + несколько новых. Песни с демо были специально переписаны, так как качество звука на самой первой работе было воистину отвратным. Между тем, данный пласт, а также непрерывные гастроли вывели группу на передний край дэт-жанра.
Репутация Morbid Angel настолько выросла, что в 1993 году коллективу удалось заключить удачную сделку с "Giant Records", подразделением "Warner Bros". Выпущенный этой фирмой альбом "Covenant" стал самым продаваемым дэт-релизом с тиражом порядка 130000 экземпляров. Запись "Covenant" происходила уже без участия Брунелла, которого в 1994-м подменил Эрик Рутэн.
Последовавшее после выходя пятого номерного альбома "Domination" турне носило масштабный характер и продолжалось почти два года, а в течение этого времени был издан сборный концертник "Entangled in Chaos". По окончании гастролей у коллектива начались проблемы – ушел Дэвид Винсент, команда лишилась поддержки разорившейся "Giant". И тот и другой вопрос удалось решить: рычащим бас-гитаристом стал Стив Такер, а выпускающим лейблом остался "Earache".
Morbid Angel не только остались на плаву, но и были готовы к покорению новых горизонтов.
Альбом - «Altars Of Madness»
Страна – США, 1989 год
Стиль – death metal
Содержимое: Факт, что прослушав «Altars Of Madness» вы услышите сразу все штампы стиля. Но в том-то и дело, что в конце 80-х, когда дэт-метал еще только выходил из пеленок, эти штампы еще за таковые не считались, так как очень немного команд играли подобную музыку.
Лично мне симпатична эта дебютная работа, и я считаю ее одной из самых выразительных у группы. Плохой звук? Сплюньте, именно такое качество может как нельзя лучше придать материалу «Altars of Madness» всю его атмосферность и мрачность. Работа отнюдь не юношеская, и никаким максимализмом тут не пахнет и в помине. Блистательный риффинг, головокружительные соло, ураганные бласт-биты - вот они, характерные черты альбома, которые делали его одним из самых тяжёлых и мрачных в те лихие времена.
Сейчас, конечно, он выглядит как 8-битная игра по сравнению с современным графоном, но олдфаги помнят… «Altars of Madness», кстати, остается слушабельным и по сей день, а в некоторых параметрах способен заткнуть даже современные группы, играющие в этом жанре.
Лучшие композиции: "Chapel of Ghouls", "Blasphemy", "Maze of Torment".
Альбом - «Abominations Of Desolation»
Страна – США, 1991 год
Стиль – death metal
Трек-лист: The Invocation /Chapel Of Ghouls - Unholy Blasphemies – Angel Of Disease – Azagthoth – Gate Lord Of All Fevers – Hellspawn – Abominations - Demon Seeds – Welcome To Hell
Содержимое: При всей сырости здесь имеем вполне вменяемый в плане различимости инструментальных и вокальных партий труд. Более того, уже слышны заметные отличия от творчества подавляющего большинства тогдашних "брутал"-трэш и протодэтовых/протоблэковых групп. Эдакие проблески, если хотите, эстетского самосознания Morbid Angel, которым уже недостаточно быть просто очередной группой, играющей как можно быстрее и тяжелее, да под похабные стихи с богохульством, или, дьявол упаси, пересказом сюжета очередного слэшера. Вот, например, в песне «Demon Seeds» поется про девушку, изнасилованную демоном.
Тексты "Abominations..." зиждятся на популярных в восьмидесятнических псевдо-Некрономиконах абсурдно-диких замесах из мифов Ктулху, сатанизма и месопотамской эзотерики; в любом случае они куда осмысленнее типичного "я крест шатал с Иисусом" от Sarcofago/Possessed или бесконечной зомбятни от Necrophagia/Repulsion.
На "Abominations of Desolation" есть проблески осторожных первобытных бластбитиков, но в целом композиции на релизе разнородны, в них масса мощных, и нередко вполне размеренных и степенных риффов, причём число их, выделяемых на одну песню, никак не ограничивается - и сочленения их выполнены вполне аккуратно, под техничные барабанные сбивочки. Ну и соло, просто запредельное количество гитарных соло, которые, порою, практически не замолкая следуют вдоль всей "магистральной" линии развития трека.
Конечно, в основной своей массе это сущая какофония, услышав которую, даже Керри Кинг наверняка сказал бы нечто вроде "ну нет, мужики, это уж как-то слишком грязно и абстрактно". С другой стороны, есть мнение, что жанру с упоминанием смерти в названии ничего другого не требуется в принципе. А уж как эти запилы работают на создание зловещей атмосферы, коей так не хватало, например, первопроходцам из Possessed.
Лучшие композиции: местами очень даже ничего для того времени. К примеру, вторая часть первой композиции “The Invocation, Chapel Of Ghouls” содержит отличный риффинг с прикольным вокалом – наложением двух голосов. Также отмечу трек “Azagthoth”.
Альбом - «Blessed Are The Sick»
Страна – США, 1991 год
Стиль – death metal
Содержимое: Фундаментальная работа в жанре дэт-метал, с солидным культурным подтекстом и трудно объяснимыми инструментальными вставками. Этот альбом действительно хорошо продуман. Если на - «Abominations Of Desolation» и особенно на «Altars Of Madness» материал мог быть вполне подогнан под формат «живого» альбома, т.е. там делалась ставка именно на скорость и энергетику, то здесь более часты и думообразные замедления и вообще контрасты скоростей и вариации настроений в пределах мрачного.
Гитарные риффы вполне достойно смотрятся и слушаются, вот только все же чувствуются рудименты протодэтового прошлого. Трей Азагтот и Ричард Брюнелль играют очень абстрактные и шизофренические соло-партии, впрочем, вполне самобытные. Пит Сэндовал стучит с чувством, с толком, с расстановкой. В его игре присутствуют и метод, и пыл. Основа музыки закладывается, конечно, стремительными бластбитами, другой же, философски-думовый поворот сюжета – размеренное стучание по малому барабану с осторожным стрекотанием бас-бочек. Музыку пронизывает образцовый вокал дэта – яростный, но отчетливый и теперь более глубокий гроулинг Дэвида Винсента звучит всеобъемлюще и несет в себе некий налет архаичности.
Надо сказать, что " Blessed Are The Sick" действительно получился альбомом не совсем обычным. Помимо обычного среднетемпового дэтового рубилова музыканты включили в диск много сольных произведений: органные и оркестровые пассажи (инструментал «Doomsday Celebration»), финал с флейтой ( вещь «Blessed Are The Sick/Leading The Rats»), клавишно-синтезаторные мелодии ( инструментал «In Remembrance»), которые выделяются светлыми островами в море музыкального мрака.
Лучшие композиции: Надо отдать должное – музыканты стараются, как могут разнообразить стиль, который, в общем-то, по природе своей беден. Многочисленными переходами они предпринимают попытки максимально расширить его границы, не забывая при этом о канонах. Особенно это заметно в таких вещах, как «Abominations» или «The Ancient Ones», которую я бы назвал самой выдающейся из всего, что пока слышал у Morbid Angel. А еще мне понравился гитарный инструментал «Desolate Ways».
Альбом - «Covenant»
Страна – США, 1993 год
Стиль – death metal
Содержимое: Этот альбом является самым продаваемым у группы. На момент записи Morbid Angel состоял из трех человек: собственно, основатель группы, гитарист, идеолог, а также просто хороший человек Трей Азагтот, вокалист Дэйв Винсент, а также примкнувший к группе после распада проекта Terrorizer Пит Сандовал. Конечно все в этой группе полные профессионалы, в этом сомневаться не приходиться, один Азагтот чего только стоит, это просто демон с гитарой.
Музыка вышла отличная, хорошенькие соло, неоднообразные, продуманные до мелочей риффы. Вдумчивый стук ударных, ну в общем, всё как и положено для таких монстров дэта как Morbid Angel. Отдельно отмечу вокал Дэйва, чисто дэтсерский, хороша и его игра на бас гитаре. Удачное сочетание чистого голоса и гролуинга получилось в песенке «God Of Emptiness», которая стоит в конце альбома.
В музыкальном плане пластинка продолжила линию "Blessed are the Sick", но при этом носит более суровый характер. Хотя, казалось бы, куда уж и без того «Мрачному ангелу» быть еще мрачнее! Нужно сказать, вполне не зря "Covenant" вырвался в десятку лучших дэт-альбомов десятилетия.
Перед выходом «Covenant» музыканты обещали нечто новое, отличавшееся от их предыдущих дисков. Ну, так оно и случилось.
Лучшие композиции: На этом альбоме очень даже есть что послушать. Особенно тут офигенно выглядят сольняки. Оригинально слышать, как на забруталенных гитарах изображают нечто этакое забойное, и ведь, блин, получается! Необычно выглядит также вокал в композиции «Angel Of Disease». А «God Of Emptiness» напоминает больше дум, чем классическое дэтовое творение. Весьма неплохи «Rapture», «World Of Shit (The Promised Land)», «Blood On My Hands» ну и эмбиентная вещь под названием «Nar Mattaru».
Что касается этой самой «Nar Mattaru», опыт по работе с такими вещами ребята получили ещё при создании их третьего альбома, кстати, довольно хорошо вплетается эта песенка в общую атмосферу альбома, это словно солнце выглянуло из-за туч после дикого проливного дождя.
Альбом - «Domination»
Страна – США, 1995 год
Стиль – death metal
Содержимое: По всей видимости, это новая эра. Эра "Domination". Альбом несет в себе отпечаток деятельности Эрика Рутана, нового, талантливого гитариста группы. Также после этого альбома из группы уходит Винсент.
Множество хвалебных отзывов я слышал по поводу этого альбома. Сложилось даже впечатление, что «Владычество» – это своеобразная священная корова, про которую чего плохое скажешь – сразу запесочат.
Альбом, безусловно, удался. Но на нем отсутствует то, что сделало предыдущие два альбома легендарными, в нем минимум песен, которые сносят башку. Прослеживаются явные изменения в звуке, он стал более чистым, добавились низы. Гитары, как всегда, на уровне, техника потрясающая, необычные музыкальные зарисовки, так же имеет место нестандартная структура построения песен. Соло это отдельный разговор, они несут в себе рваную мелодию.
О вокале можно сказать то, что он сильно изменился, наряду с гроулом, практически чистый вокал. Но все же основная фишка Винсента прослеживается и тут, это его потусторонний тембр. Обратите внимание на вокал в песне "Hatework", все станет понятно.
Лучшие композиции: брутально-думовая «Hatework» (абсолютно нетипичная для творчества группы вещь), немного нарочито грубый инструментал («Dreaming»), ну и открывающая «Dominate» долго не выходящая из концертного репертуара группы.
Пока Morbid Angel развернул над вами свои траурные крылья, не забудьте, что нужно поставить лайк, и помочь продвижению канала подпиской и репостом. Тогда, быть может, он не заберет Вашу душу.