Идея обустройства Московской заставы и строительства здесь ворот, активно разрабатывалась ещё в годы правления Екатерины II, но, ни при ней, ни при её сыне и старшем внуке она так и не была реализована.
Триумфальная арка на въезде в город со стороны Москвы возникла лишь в николаевское время. Рубеж 1820-1830-х годов был неспокойным временем, богатым на вооружённые конфликты. Последовательно отгремели: Русско-Персидская война 1826—1828 годов, очередная Русско-турецкая война 1828—1829 годов, вооружённое восстание в Польше 1830-1831 годов. Ратным подвигам в этих конфликтах и была посвящена построенная триумфальная арка.
Она была возведена по проекту архитектора В.П. Стасова в 1834-1838 годах. Все её основные конструкции были выполнены из чугуна, на тот момент это самое крупное строение из этого материала.
В те годы, эта триумфальная арка поражала своими размерами: её высота составила 23 м, длина 36 м, при высоте колонн 15 м. Верхнее перекрытие поддерживали 12 расположенных попарно колон. Нижняя часть перекрытия по всему периметру украшена медными изображениями крылатых гениев авторства скульптора Б.И. Орловского. Всего их 30: по 12 со стороны дороги и по 3 с торцов.
Они держат в руках щиты, на которых, по большей части, изображены гербы российских территорий, войска из которых участвовали в вышеназванных военных событиях.
Венчают ворота, расположенные по углам 8 групп трофеев в виде оружия, доспехов и штандартов побеждённого противника. С двух сторон арки красуется надпись позолоченными буквами, со стороны въезда на русском, со стороны выезда на латинском языке, автором её текста считают самого Николая I:
«Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах».
Триумфальная арка имела и сугубо практическое значение, это были ворота заставы, рядом с которыми находилось помещение кордегардии.
Изначально, всё движение из города и в город должно было осуществляться исключительно через арку. Два крайних пролёта были предназначены для пешеходов, следующая пара проёмов служила для всадников карет и легких извозчиков. Центральная была предназначена для встречных потоков тяжёлого гужевого транспорта. Позднее там открылось трамвайное движение.
Непростая судьба была у Московской триумфальной арки в пост революционное время. После разработки в середине 30-х плана переноса центра Ленинграда на юг, ворота было решено разобрать и перенести в парк культуры и отдыха Московского района. В 1936 году ворота разобрали.
Но начавшаяся Великая Отечественная война серьёзно подкорректировала планы развития города и перспективный ПКиО Московского района, стал Московским парком Победы. В дни блокады чугунные, полые внутри цилиндры, которых было по 9 в каждой колонне, использовались в качестве противотанковых заграждений.
В 1959-1960(1961) годах ворота были восстановлены практически на прежнем месте по проекту архитекторов Е. Н. Петрова и И. Г. Капцюг, но, к сожалению, без кордегардии. Московские триумфальные ворота и сейчас можно видеть на одноимённой площади.
Работая над развитием своего канала, я всегда с интересом наблюдаю за своими коллегами, которые пишут на тему Санкт-Петербурга. Относительно недавно я нашел очень интересный, с моей точки зрения, канал Зоя Belaya. Автор умеет оригинально и содержательно подать даже знакомые многим места и события. Отдельно отмечу уникальность контента в каждой статье. В общем, очень рекомендую этот канал, загляните и не пожалеете.
Про идею переноса центра Ленинграда можно прочесть в статье:
Каким видели будущий Ленинград в 1935 году?
Про другие триумфальные ворота можно прочесть в материале:
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Посмотрим на них снизу и поднимемся наверх.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#Петербург #санкт-петербург #Ленинград #интересные места #интересные факты #московский район #история россии #архитектура петербурга #триумфальная арка #история санкт-петербурга