494 г. до н.э.
Эллада, Пелопоннес
Аргос и Лакедемон – два дорийских государства на полуострове Пелопоннес – вели войны, которые шли столетиями и, зачастую, отличались крайней жестокостью.
В 494 г. до н.э. во время очередного столкновения между армией Лакедемона, которую вели цари Клеомен (правил в 520-490 гг.) и Демарат (правил в 515-491 гг.) армия аргивян потерпела сокрушительное поражение. Остатки аргивян укрылись в священной роще Аргоса, в надежде, что спартанцы их там не тронут. Чтобы не осквернять священное место, царь Клеомен направил к аргосцам вестника, обещая жизнь тем, кто выйдет из рощи и сложит свое оружие. Когда часть воинов Аргоса поверили ему и вышли из рощи, их всех перебили. Прочие, увидав, что сделали с их товарищами, наотрез отказались выходить из рощи. И тогда Клеомен приказал поджечь рощу и остатки аргосской армии сгорели в ней.
Обнадёженные тем, что Аргос теперь некому защищать, лакедемоняне двинулись к самому городу, в надежде всласть пограбить и развлечься.
Первыми в предместье города ворвались воины царя Демарата и, разбившись на группы, занялись грабежом и насилиями.
И в этот момент организацию по обороне города взяла на себя известная аргосская поэтесса Телесилла. Она призвала женщин города вооружиться и защитить детей и город от спартанцев. Рабам была обещана свобода. Их послали на стены города вместе с подростками и стариками, чтобы создать видимость, что город есть кому защищать.
Сами же женщины, собрав всё оружие, что нашли в арсеналах, храмах и своих домах, разделились на отряды, во главе которых поставили самых храбрых и решительных горожанок города. Эти отряды были посланы выбить воинов Демарата из предместья.
Часть отрядов из женщин были размещены на пути наступления воинов Клеомена, который подходил к городу, после того, как сжег в роще Аргоса последних воинов аргосской армии.
Каково же было удивление Клеомена и его воинов, когда они увидели бегущих воинов царя Демарата.
Те, смело атакованные в разгар грабежа разъяренными женщинами, потеряли часть своих, и в панике бежали из предместья.
Когда Клеомен узнал, что воинов Демарата изгнали женщины и что именно женщины защищают стены города, он с презрением отмахнулся от Демарата и его советов, и послал своих воинов на штурм стен.
Штурм был отбит с большими потерями для спартанцев.
Только после этого Клеомен прислушался к Демарату, предлагавшему не штурмовать Аргос, а вернуться в Спарту.
Посовещавшись, цари приказали подобрать своих раненых и убитых и увели армию Лакедемона в Спарту.
Здесь их подняли на смех: от женщин, мол, бегают. На что Клеомен резонно ответил, что женщины Аргоса такие же дорянки, как и спартанки. А есть ли среди насмешников желающие подраться со спартанками?
После такого довода насмешки прекратились.
Женщины Аргоса, павшие в этом бою, были торжественно похоронены вдоль Аргосской дороги. В честь победы Телесилла и ее воительницы воздвигли в центре Аргоса статую богу Энналию.
Источники скромно умалчивают, как жили аргивянки дальше, после гибели почти всех своих мужчин.
(Источники: Павсаний, Плутарх)