Основную массу населения в Польше составляли кметы - лично свободные общинники. Во второй половине X и XI века положение изменилось: число лично свободных крестьян быстро сокращалось, они превращались в "приписных".
"Приписное" крестьянство выполняло многочисленные повинности в пользу феодалов и князя, работало на барщине, платило натуральные оброки. Особые подати вносились на содержание княжеского, а затем королевского двора. Выходя замуж, крестьянка платила королю налог, который назывался "девичье", или "вдовье". Кроме того, крестьяне отбывали подворную повинность и были обязаны строить укрепления, мосты и дороги. За пользование рынками и переправами также взимались различные поборы. С введением в X веке христианства крестьяне стали уплачивать десятину, а позднее и так называемый грош св. Петра в пользу католической церкви.
В середине X века в Польше уже было известно трехполье. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами являлись просо, пшеница, овес, ячмень, рожь, лен и конопля. Значительного развития достигли садоводство и огородничество. Наряду с земледелием большое значение имело животноводство. Основная масса земледельцев жила в селищах - неукрепленных поселениях.
О том, что трехполье применялось в середине X века, свидетельствуют слова арабского путешественника Ибрахима ибн Якуба, посетившего в тот период страны Восточной Европы: славяне "сеют два раза в год - поздним летом и весной и собирают два урожая".
Учитывая успехи земледелия, не удивляют высказывания того же Ибрахима ибн Якуба об изобилии в славянских странах сельскохозяйственных продуктов. "Населяют они (славяне) области, наиболее подходящие для жизни (или самые урожайные) и наиболее богатые продуктами питания, - пишет он об известных ему славянских странах. - Славяне с особым усердием занимаются земледелием и поисками средств к жизни, в чем они намного превосходят все северные народы." Показания этого арабского купца и путешественника имеют тем большее значение, что они отражают мнение о славянском быте человека, повидавшего на своем веку много стран и народов.
Археологические данные полностью подтверждают это литературное свидетельство.
Польским славянам были известны такие культуры, как бобы, горох, чечевица, мак, репа. Последней принадлежала особенно важная роль в хозяйстве, близкая к той, которую играет в наше время картофель. В огороде польского земледельца рядом с этими старыми культурами выращивались морковь, чеснок, огурцы. В садах росли почти все современные виды плодовых деревьев и кустарников. Любопытно, что Ибрахиму ибн Якубу прежде всего бросились в глаза яблони и груши: "В их (славян) садах, - пишет он, - больше всего яблок, груш и персиковых деревьев." Со второй половины X века в Польше стал известен и виноград, появление которого совпадает с принятием христианства. Виноград культивировался, очевидно, для целей религиозного культа - изготовления вина для церкви.
Наличие в хозяйстве тяглового скота было одним из важнейших условий сохранения им экономической самостоятельности. С потерей скота состоятельный хозяин мог легко превратиться в полного бедняка, попасть в самую тяжелую кабалу к землевладельцу. Правда, арабский источник утверждает, что славяне "едят коровье мясо". Гораздо чаще, по-видимому, в пищу шло мясо домашней птицы, а также коз, овец и особенно свиней. Разведение свиней было выгодно, так как содержание их не было связано с большими расходами и заботами. Из птиц разводили больше всего кур, главным образом из-за яиц, гусей. Возможно, что известна была и домашняя утка.
Лошади едва ли использовались в крестьянском хозяйстве. Как правило, лошадей разводили для военных целей в имениях князей и крупных землевладельцев-феодалов, а с конца X-XI веке в довольно значительных размерах.
Косвенным доказательством большой роли скота в хозяйстве тогдашнего земледельца могут быть крестьянские повинности XIII - XIV веков, зарождение которых относится, по всей вероятности, к гораздо более древним временам. Многие из них вносились натурой - коровами, волами, овцами, свиньями. Такими повинностями были подворовое, нарез, ополье, стан. Очевидно, что при большой слабости животноводческой базы крестьянского хозяйства такие поборы не могли бы иметь места. Широкие масштабы свиноводства объясняются отчасти и тем, что свиньи были важной частью поборов, взимавшихся феодалами и князем с крестьянского хозяйства.
Мед заменял всем славянам сахар. Из него они давно уже научились готовить опьяняющий напиток (носивший то же название), которым угощались еще в стане кровавого вождя гуннов Аттилы. Об этом напитке упоминает и Ибрахим ибн Якуб. Первоначально вместо ульев делались искусственные дупла в деревьях в лесу. Впоследствии стали изготавливать специальные ульи, которые помещались на пасеках.
Охота, рыболовство и собирательство (сбор грибов, ягод, кореньев) в хозяйстве польских славян имели лишь подсобное значение. Только в редких случаях и для очень незначительной части населения, жившей у рек и моря, рыболовство могло быть основным хозяйственным занятием. Лишь среди крупных землевладельцев, в княжеском хозяйстве или в хозяйстве знати, охота могла играть существенную роль. Часто князья и крупные вельможи в периоды, предшествовавшие началу войны, чтобы обеспечить себя запасами провианта, устраивали большие облавы на зверей, которыми изобиловали девственные пущи. Охота поставляла феодалам и необходимые им меха и шкуры. Поэтому пушнина, мед и воск должны были занимать в Польше, как и на Руси того времени, заметное место в системе повинностей, которое несло крестьянское население в пользу князей и знати. О заинтересованности, которую проявляли к дорогим мехам, свидетельствует уже тот факт, что, согласно "Русской правде", за кражу бобра взимался такой же штраф, как и за убийство холопа.
Почти все свои потребности в ремесленных изделиях сельское население удовлетворяло само. Такие отрасли, как ткачество и плотничество, носили характер домашних ремесел. Земледелец в основном сам изготавливал и свой несложный хозяйственный инвентарь. Зависимость от ремесленника - профессионала появилась тогда, когда необходимо было приобрести железные части рала или плуга и другие металлические изделия. Здесь на помощь крестьянину приходил чаще всего местный сельский кузнец, пользовавшийся у населения, которое приписывало ему искусство чародея, огромным уважением и авторитетом. Таким же образом удовлетворяла свои потребности в ремесленных изделиях и землевладельческая знать. Несмотря на это, именно она, княжеский двор, княжеские дружинники и дружинники, находившиеся на службе можных, купцы были главными потребителями изделий, производившихся городскими ремесленниками.
Городское ремесло было еще очень невелико по объему своей продукции и едва удовлетворяло потребности крепнущего государства, купцов и усиливавшейся знати. Небольшие населенные ремесленным людом посады с трудом удовлетворяли даже очень ограниченную сельскохозяйственную округу, где главный спрос на их продукцию предъявляли, видимо, сельские ремесленники и значительно реже - крестьяне-земледельцы. Не всегда вовремя удавалось им обслужить и постоянно растущие как административные и военные центры гроды. Развернувшаяся в X веке борьба за объединение польских земель, а затем, в XI веке, активная внешняя политика Древнепольского государства требовали от ремесленников все большего и большего напряжения сил.