Найти в Дзене

Правильная структура маркетинговой стратегии. Наиболее частые ошибки при ее разработке.

Оглавление

Главное правило правильной маркетинговой стратегии – «правило одного»:

Одна стратегия = один бренд = одна цель

Нельзя в рамках одной стратегии разрабатывать систему продвижения двух различных брендов. Как бы они ни были похожи, у них непременно будут отличия – в отношении самого продукта, ценообразования, распределения или продвижения – не важно, различия будут, иначе и быть не может. А значит, как минимум для одного из брендов стратегия эффективной не будет. А скорее всего, для обоих.

То же самое и касаемо цели. Если в стратегии две цели, то в лучшем случае достигнута будет только одна. В худшем – ни одной.

Может ли быть у бренда две стратегии с различными целями? Да. Они могут реализовываться как параллельно, так и по очереди.

В идеале, стратегия должна выглядеть так (на примере стратегии продвижения):

Одна стратегия = один бренд = одна цель > один сегмент ЦА > один канал > один инструмент > один оффер

Что это значит?

Схема
Схема

Для эффективной работы мы должны последовательно прописать все используемые каналы для каждого сегмента, затем – все инструменты для каждого канала и после этого подобрать релевантные рекламные сообщения под каждую цепочку «сегмент – канал – инструмент». Только в этом случае каждое используемое рекламное сообщение будет на сто процентов соответствовать аудитории, месту и способу коммуникации.

Догадки вместо данных

Следующая, часто встречающаяся ошибка в маркетинговых стратегиях, – догадки вместо данных.

Особенно свойственна эта ошибка компаниям, долго присутствующим на рынке. Маркетологи этих компаний считают, что исследование аудитории для них – лишняя трата бюджета и времени. Они уверены, что знают «своего клиента в лицо» и сами могут определить, в чем потребности и ожидания клиентов, а также почему они предпочитают бренд другим конкурентам или наоборот. Конечно, это мнение ошибочно. Стратегию нельзя строить на догадках. Только качественные и количественные исследования позволяют объективно оценить рыночную ситуацию и выстроить эффективную маркетинговую стратегию.

«Сам себе клиент»

Аналогичная ошибка свойственна молодым предпринимателям, придумавшим свой продукт в ходе поисков аналогичного на существующем рынке. «Я долго искал именно это, но не нашел, и понял, что это необходимо создать» – так начинаются их рассказы о своем бизнесе. Когда объясняешь им, что такое исследование потребительского рынка, и аргументируешь его необходимость, сталкиваешься с мнением «я сам потребитель своего продукта и я знаю, почему его покупают/будут покупать».

У такого подхода есть два риска:

  • Может оказаться, что никому, кроме самого предпринимателя, этот продукт не нужен.
  • Может оказаться, что потребность в данном продукте есть у другой аудитории, на которую изначально не ориентировались. Или продукт востребован, но не благодаря приписанному им создателем УТП, а по совсем иной причине.

В первом случае лучшим исходом будет понять, что продукт не будет востребован до того, как начали его масштабное производство, и изменить что-то в его концепции или совсем переключится на что-то иное.

Во втором случае важно определить на этапе создания продукта и его «упаковки», кем будет востребован продукт и каким его хочет видеть аудитория. Нужно быть готовым к тому, что это видение может отличаться от мнения создателя продукта, но именно оно гарантирует эффективное продвижение продукта и объем его продаж.

Нерелевантная выборка

«Объем нашего рынка – 13 миллионов москвичей. Мы опросили 100 человек и сделали вывод…»

Можно ли основывать вывод о продукте, потребляемом 13 миллионами человек, по мнению 100 опрошенных? Конечно нет. Выборка нерелевантна.

Что это значит?

Релевантность – это соответствие. Соответствие мнения опрошенного пула людей мнению всех потребителей данного продукта будет тем выше, чем больше численность опрошенных.

По статистике, мнение 2-5% людей будет сильно отличаться от общего «тренда» (основная тенденция). Их называют «статистическим выбросом» и не учитывают в результатах исследования.

Если же численность опрошенных респондентов менее 1000 человек и менее десятой доли процента от общего количества потребителей бренда в регионе, на их мнении нельзя основывать выводы в отношении всех потребителей, как минимум потому, что среди них не удастся вычислить статистические погрешности, а в худшем случае их может оказаться большинство среди опрошенных и в этом случае исследование будет иметь в корне неверные выводы.

Нерепрезентативная выборка

Предположим, наш бренд имеет 10 тысяч потребителей. Среди них 80% женщин и 20% мужчин. Мы решили, что опросим 1000 человек для получения релевантных данных. Будет ли верным опросить 500 женщин и 500 мужчин?

Конечно нет. Мы получим результат, исходя из которого, мнения мужчин и женщин будут составлять процентное соотношение один к одному. А целевая аудитория у нас имеет соотношение 4 к 1. Таким образом, мнение мужчин окажет на нас большее влияние, чем женщин, и мы можем выстроить ошибочную стратегию, которая будет ставить в приоритет малочисленный сегмент нашей аудитории над многочисленным.

Как верно определить необходимую выборку для проведения исследования потребителей?

Необходимо ответить на 3 вопроса:

  1. Кто является потребителем (или потенциальным потребителем) продукта? Учитывать необходимо пол, возраст, психографические характеристики и другие, влияющие на выбор, критерии. Важно также учитывать их процентное соотношение при формировании квот на каждую категорию опрашиваемых.
  2. Сколько респондентов необходимо опросить? Чем больше, тем лучше. При объеме рынка менее 100 тысяч потребителей рекомендуется опрашивать не менее 1%. При большем объеме – не менее 1000 человек.
  3. Как будет происходить отбор и опрос респондентов? Важно получить честные ответы от респондентов касаемо отношения их к той или иной группе потребителей (их пол, возраст и другие характеристики) и касаемо отношения к исследуемому бренду (или категории продуктов).

В целом вопрос разобрали. Если информация актуальная, подписывайтесь на канал.

С Вами была Интернет-маркетолог, Таисия Мешкова.

Приглашаю всех:

https://t.me/tayameshkova – это мой Телеграм канал, совсем молодой)

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5dee74da1d656a00aeafa236 - мой канал на Яндек.Дзен

Моя страничка в ВК: https://vk.com/meshkovataisiya

Мой сайт: https://directolog-online.ru/

Мой новый канал на RUTUBE: https://rutube.ru/channel/24201711/