Найти тему
ВТБ Страна

Грачи, солнце, мартовский снег: весенние пейзажи русских художников

Оглавление

Весной хочется дышать полной грудью, любоваться первыми клейкими листочками и радоваться отражению голубого неба в надоевших стылых лужах. Вспоминаем, как приветствовали весеннее пробуждение природы художники-пейзажисты.

«Грачи прилетели»

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Классическое воплощение весны в русской живописи — конечно же, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Художник запечатлел знакомый каждому пейзаж: разливное море весеннего талого снега на косогоре, тонкие ветви берез с клубками потемневших гнезд, древнюю облупившуюся церковь с колоколенкой на горизонте и шумный птичий гомон.

Простая на первый взгляд картина из костромской глубинки разрастается до масштабов бескрайних русских просторов, до мира высокой поэзии. Прозрачный сырой воздух наполнен серебристым сиянием, в лужах отражается небо и тающие облака, в полях местами еще лежит снег, а грачи, почуяв весну, уже хлопотливо вьют гнезда. Колорит пейзажа богат оттенками от теплых желто-коричневых до серо-голубых, а светотени и лессировки создают ощущение едва заметного движения. Саврасову удалось передать вечное обновление природы и любовь к родной земле.

«Весенний солнечный день»

Константин Юон. «Весенний солнечный день. Сергиев Посад», 1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Константин Юон. «Весенний солнечный день. Сергиев Посад», 1910 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

По-весеннему теплый и солнечный день изобразил Константин Юон. Мир просыпается после долгой зимы: пространство городка залито светом, на березах набухли почки, люди и даже вразнобой раскиданные по косогорам дома радуются весне. Дети катаются по снегу, которому уже недолго осталось лежать, а птицы вернулись после зимовки. Лают собаки, судачат соседки в ярких платках, кто-то перелезает через забор, и вот-вот зальется жизнеутверждающим возгласом пестрый петух. Над весенним гулом и уже сухими крышами посада розовыми свечками горит собор, а чистые и светлые краски усиливают ощущение всеобщего ликования.

«Март»

Исаак Левитан. «Март», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Март», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Безоблачное голубое небо, словно отраженное в мерцающих синих тенях сугробов, скворечник на высокой березе, рыхлый снег и разъезженная дорога, распахнутая дверь в дом — детали мажорного по звучанию пейзажа предвещают скорую весну. Солнечные блики играют на крыше дома, на крыльце тает снежная шапка, а в скворечнике скоро появятся птенцы.

Из одушевленных героев зритель видит только запряженную в телегу лошадку. Тем не менее простой пейзаж полон радости первых весенних дней, свежего теплого ветра и новой жизни. Левитан закончил картину с натуры за несколько сеансов, а поторопиться художника заставила сама весна: на солнце снег быстро таял и пейзаж почти мгновенно менялся.

«Весна»

Павел Брюллов. «Весна», 1875 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Павел Брюллов. «Весна», 1875 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

На картине пейзажиста-передвижника Павла Брюллова весна в разгаре. Скромный ручеек у крытой соломой избы разлился в широкий поток, так что босоногой крестьянке приходится перебираться на другой берег по камням и бревну. На березах уже распускаются первые клейкие листочки, а в мутном потоке отражается голубое небо с белоснежными облаками.

Цветовой и эмоциональный контраст темных валунов, черной земли и чистого неба с парящими птицами выступает предвестником обновления и пробуждения природы. Неяркими красками и интонацией «Весна» перекликается с «Грачами…» Саврасова и со знакомыми каждому маленькими уголками русской земли.

«Мартовский снег»

Игорь Грабарь. «Мартовский снег», 1921 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Игорь Грабарь. «Мартовский снег», 1921 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Любимым временем года Игоря Грабаря была зима. Иней и снег на его картинах искрятся и превращаются в отдельный вид искусства, вдохновленный опытом европейских импрессионистов. Вот и весну художник показывает через изменение фактуры и колорита снега. Светлый и свежий пейзаж словно передает движение воздуха благодаря отдельным мазкам чистого цвета. Цветовая палитра в изображении снега включает голубой, белый, ультрамарин, синий и бежевый в ярких проталинах и розово-фиолетовый оттенки на дорожке. «Праздник сапфировых теней на сиреневом снегу» — один из любимых мотивов художника.

Для справки:

Увидеть больше картин, изображающих весеннее пробуждение природы, можно в Государственной Третьяковской галерее, давним другом и партнером которой выступает банк ВТБ.

БАНК ВТБ (ПАО), Генеральная лицензия Банка России №1000

18+