На размышления о том, чем же пугает человека образ зомби, меня сподвигли слова Александра Прокоповича – главного редактора «Астрель-СПБ» и ведущего подкаста «Доктор текста»:
Каждый раз, когда я сталкиваюсь, ну, допустим, с зомби, я сразу вспоминаю про второе начало термодинамики, и мне как-то странно, потому что зомби – это не что иное, как вечный двигатель. В существование вечного двигателя верится с большим трудом, поэтому для меня все, что связано с зомби, такая ненаучная абсолютно фантастика, и странно, что это вообще может кого-то напугать. Мне кажется, что тут история в том, что все эти образы, все эти ситуации рождались где-то на уровне 19 века, если не раньше, и тогда это действительно было страшно. <…> На сегодняшний день, вот если серьезно, да, один зенитный пулемет решает эту проблему зомби раз и навсегда вот просто в единственном числе.
Ну, никак не могла я пройти мимо такого презрительного «Фи!» в адрес зомби, хоррора и его почитателей.
Первые две причины, почему зомби до сих пор пугают, мы разобрали здесь.
Причина третья: вдруг мои близкие изменятся?
Понятное дело, что никого не обрадует перспектива стать бездумным рабом или больным уродливым чудовищем. Но что, если беда случилась с кем-то из близких?
Здесь можно провести аналогию с нейродегенеративными заболеваниями у пожилых родственников. Согласитесь, наблюдать за тем, как любимая бабушка (или дедушка) сначала становится рассеянной и забывчивой, теряется в пространстве, а затем и полностью перестает узнавать родственников, больно и страшно. А уж если к этому добавить стремительность процесса, да еще и агрессию, которая непременно проявится в ходе трансформации близкого… Не дай бог кому-нибудь оказаться перед выбором: прервать существование того, кто еще недавно был любимым человеком, или самому стать его жертвой.
Причина четвертая: вдруг правительство и крупные корпорации что-то скрывают?
Давайте-ка вспомним, что творилось в вымышленном американском городке Раккун-сити (игры «Resident Evil»- 2 и 3), помимо выпиливания зомбей. А творились там паника и полнейшее непонимание происходящего: почему случилась катастрофа, кто в ней виноват и, главное, что делать-то?!
В процессе прохождения выясняется, что местная фармацевтическая компания «Амбрелла» долгое время занималась разработкой биологического оружия, и в один далеко не прекрасный день в ее рядах случается междоусобица, из-за чего происходит утечка смертельно опасного вируса.
Узнав о катастрофе, вооруженные силы США (которым, кстати, один из ученых – Уильям Биркин – хотел тайком от «Амбреллы» продать штамм нового вируса) просто стирают Раккун-сити с лица земли бомбардировками. Без каких-либо официальных заявлений.
Такие вот события, которые ну никак нельзя сопоставить с реальностью – ни с катастрофой на Чернобыльской АЭС в 1986 году, ни с паническими слухами годовалой давности о нехороших самолетах, разносящих вирусы, и встроенных в вакцину чипах, ни с той информацией, которая ходит по сети сейчас. Совершенно глупая, устаревшая и антинаучная фантастика…
Причина пятая: вдруг мир рухнет?
Интересно, как бы Александр Прокопович стал решать проблему при помощи зенитного пулемета при условии, что:
– зомби-вирусом заражен весь город
– этот самый зенитный пулемет и патроны к нему нужно где-то доставать – в условиях, когда вокруг апокалипсис, населенные пункты отрезаны друг от друга, и в них грызутся друг с другом озверевшие местные жители?
Сдается мне, что никак. Как показала печальная реальность, паника и массовая грызня начинаются уже на этапе массовых скупок круп, сахара и прокладок. Во что это может перерасти дальше, не хочется и думать.
Причина шестая, примитивная: инстинкт самосохранения и эффект зловещей долины
На вопрос, почему зомби пугает, можно глубоко и не копать. Вот скажите, вам было бы спокойно рядом с рвущейся на поводке рычащей и лающей собакой? А рядом с собакой без поводка? То-то и оно!
Вот так и с агрессивным человекоподобным существом.
Даже по другую сторону экрана становится неуютно от прущего на тебя уродца с мутными глазами и многочисленными язвами на теле, а уж оказался бы такой рядом в реальности – рванули бы вы от него, сверкая пятками, что греха таить.
Передать через текст все эти сочащиеся язвы и нарывы, утробное рычание, сложнее, но при должном мастерстве очень даже можно.
Нельзя забывать и о так называемом «Эффекте зловещей долины»: робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Из-за этого эффекта нам могут не нравиться куклы, манекены и клоуны (Привет, Пеннивайз!)
В этот же ряд прекрасно ставится и образ зомби: выглядит на первый взгляд как человек (потому что он и был недавно человеком), но только движения у этого «человека» неестественные и дерганые, походка заплетающаяся, и звуки из горла вырываются странные. Подсознание сразу понимает: Что-то не то! – и включает сигнал тревоги.
Очень странно, что человек, имеющий отношение к писательству, издательскому делу и литературным курсам, не знает, на каких страхах строится архетип «живого мертвеца». А впрочем…
Был у меня один случай. Лет десять назад юная и неопытная я хотела вступить в Союз российских писателей. Две изданные соответствующей типографией книги да три положительных отзыва от членов Союза – и у тебя заветная бумажечка.
– И что пишем? – спросил меня председатель регионального отделения.
– Вот, фэнтези, – без задней мысли протянула я ему рукопись.
Он, не открывая, поморщился, сложив кубы в куриную гузку.
– Ясно… сказочки, значит.
Конечно, сказочки – это ж вам не соцреализм!
В общем, в Союз писателей я так и не вступила.
_____________________________________________________________________________________
Фото от автора.)
Понравилось?)
Ставьте лайк. Лайки не обязательны, но приятны и крайне мотивирующи для автора.
Хотите еще мистики, книг, сериалов, комиксов, игр и злобно-латинских измышлений о жизни - подписывайтесь.)
Заходите в нашу группу ВК - там у нас своя атмосфера.)
Повторное знакомство с паном Сапковским, или Книжная озвучка решает всё
Озорное любовное чтивцо: Эдгар-Руки-Огонь
Агрессивные и раздражающие заголовки: авторы, да хватит уже на меня давить!