Найти тему

Усинская катастрофа 1994 года. Причины и последствия

Оглавление

25 октября 1994 года газета «The New York Times» информировала: «согласно сообщениям, поступившим в Министерство энергетики США, в результате повреждения нефтепровода в экологически уязвимой зоне вечной мерзлоты Республики Коми вытекло около 2 млн. баррелей горючей нефти, что может нанести весьма существенный экологический ущерб региону».

Именно после этой публикации беспрецедентная авария на нефтепроводе «Возей-Головные сооружения» в Усинском районе Республики Коми получила международную огласку.

Давайте вернёмся в прошлое и посмотрим на хронологию событий, предшествовавших одной из крупнейших экологических катастроф ХХ столетия, которая попала в книгу рекордов Гиннесса как «Самое значительное загрязнение Земли».

Возмутительная халатность

Возейское многопластовое месторождение легкой нефти, тогда ещё в Коми АССР, было открыто в 1971 году. К его обустройству и эксплуатации НГДУ «Усинскнефть», одно из подразделений Объединения «Коминефть» приступило через шесть лет – в 1977 году.

Для транспорта нефти с месторождения  в 1975 году был построен и введен в эксплуатацию  межпромысловый нефтепровод «Возей-Головные сооружения» длиной 46,6 км, диаметром 720 мм. Тогда же были приняты технические решения, которые, по сути, сделали нефтепровод миной замедленного действия. Первой и главной ошибкой стало решение запустить нефтепровод  без установки подготовки нефти.

Для сведения.  Установка подготовки нефти (УПН) — комплекс сооружений для приема продукции нефтяных скважин (пластовой жидкости), ее предварительного разделения на нефть, попутный нефтяной газ и пластовую воду и последующей подготовки нефти до товарного качества для отправки на нефтепереработку.

Через три года, 23 августа 1978 г, технический совет Объединения «Коминефть» всё же принял решение о строительстве этой установки, но не на Возее, а в районе Усинска в составе Головных сооружений комплексной подготовки нефти. Без внимания остался вопрос, что проектное исполнение Возейского нефтепровода было рассчитано на перекачку подготовленной нефти с низкой коррозионной активностью: это стало второй ошибкой. По трубопроводам этой системы производилась перекачка коррозионно-активной нефтесодержащей жидкости.

В последующие годы нефтепровод «Возей — Головные сооружения»  получил статус магистрального: стал частью нефтепровода Харьяга—Уса, по которому осуществлялся  транспорт нефти с Верхне-Возейского и Харьягинского  месторождений. Это стало ещё одним ударом по Возейской трубе. Нефть из этих месторождений насыщена коррозионно активным газом сероводородом в опасной концентрации и отличается высоким содержанием парафинов.

Первый «звонок» прозвенел осенью 1988 года, всего через 10 лет после ввода нефтепровода в эксплуатацию. На трубе появился первый свищ. По официальным данным вследствие аварии в окружающую среду вылилось около 15 тонн нефти.

Специалистами института «ПечорНИПИнефть», обследовавшими трубу после аварии, был составлен Акт № 816/3481 от 24 октября 1988 года, из которого следовало, что из-за активной внутренней коррозии стенок трубы срок службы нефтепровода значительно сократился. Прогнозный расчет показал, что «...в отсутствии защиты от коррозии полное или частичное разрушение нефтепровода следует ожидать ориентировочно через 20 месяцев, т.е. 03.90 г.»

Акт № 8163481 от 24 октября 1988 г. Расчёт службы нефтепровода
Акт № 8163481 от 24 октября 1988 г. Расчёт службы нефтепровода

Для исправления создавшейся ситуации Объединением  «Коминефть» были запланированы мероприятия по защите нефтепровода. Периодически в трубу производилась закачка пассивирующих ингибиторов коррозии, установлены две катодные станции электрохимзащиты из четырёх проектных. Однако эти меры  были недостаточно эффективны. Применение ингибиторов производилось  бессистемно, а катодные станции, проработав  менее полугода, вышли из строя и были разукомплектованы.

Количество аварий росло как снежный ком. Только за период с 1989 г. по сентябрь 1994 г. произошло более 30 случаев разгерметизации нефтепровода. По данным из различных источников на поверхность, за этот период, вылилось от 1000 до 4000 тонн нефти. Нефтяники не афишировали происходящие аварии, а просто латали появляющиеся на трубе дыры. Выходом из создавшейся ситуации была бы полная замена аварийного трубопровода на всем его протяжении.  Однако,  вопрос о строительстве нового нефтепровода, взамен ещё не отслужившей нормативный срок  Возейской трубы, в Объединении «Коминефть» даже не рассматривался.

Катастрофа

К августу 1994 года процесс разрушения нефтепровода приобрел необратимый катастрофический характер. Согласно официальной версии аварии, исходившей от  АО «Коминефть» и руководства Республики Коми, с 12 августа по 12 сентября 1994 года в результате образования 32 свищей в окружающую среду попало 14 033 тонны нефти.

Площадь загрязнения нефтепродуктами, по предварительной оценке,  составила 79 га, слоем от нескольких сантиметров до одного метра в низинах. Значительно пострадали от загрязнения нефтью водные объекты бассейна реки Колва. Наиболее интенсивному нефтяному загрязнению подверглись её левые притоки — ручьи Пальник-Шор, Безымянный, Большая и Малая Кенью, река Хатаяха с притоками.

Загрязнение самой реки Колвы произошло в первых числах октября 1994 года, когда гидрозатворы, созданные на ручьях для удержания разлившейся нефти, были разрушены в результате прошедших сильных дождей. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, Усу и далее в Печору. 15 октября было зафиксировано, что река загрязнена на протяжении 30-40 км по всей её ширине. При  нормативной, предельно допустимой концентрации  (ПДК)  нефтепродуктов в воде водоемов рыбохозяйственного назначения - 0,05 мг/дм³,  в Колве её уровень был превышен в 200 раз. Река Уса была загрязнена на протяжении 20 км, а по реке Печоре нефтяная пленка шириной 250м. растянулась на 42 километра от села Усть-Уса до села Щельябож.

[caption id="attachment_104611" align="aligncenter" width="952"] Усинская катастрофа 1994 года[/caption]
[caption id="attachment_104611" align="aligncenter" width="952"] Усинская катастрофа 1994 года[/caption]

По Печоре нефть дошла до Баренцева моря. Повышенная концентрация нефтепродуктов в воде наблюдалась даже у берегов Норвегии в районе острова Вардё. Версия нефтяников о количестве вытекшей нефти до сих пор вызывает большие сомнения. Существует несколько неофициальных экспертных оценок  разлива, которые варьируются от 60 до 300000 тонн. С наибольшим  доверием можно отнестись к  данным об объемах утечки, подготовленным специалистами Росгидромета.

28 декабря 1994 года руководитель Росгидромета А. И. Бедрицкий  в докладе Правительству РФ сообщил: «Суммарное количество нефти и продуктов ее трансформации оценивается от 37 000 до 44 000 тонн для района ручей Пальник-Шор — Головные сооружения. Общее количество пролитой нефти в районе от пос. Верхнеколвинск до города Усинска оценивается от 103 000 до 126 000 тонн». Оценка Росгидромета, как официальная, принята не была по понятным причинам: чем больше масштаб катастрофы, тем сильнее удар не только по репутации всей  нефтедобывающей отрасли России, но и по международному имиджу государства.

Надо отметить, что вышеупомянутые результаты отображают количество нефти, лежащей на рельефе. Нефть, смытую в Колву и  в бассейн реки Печоры, и варварски выжженную работниками  «Коминефть» на озёрах и болотах, подсчитать невозможно.

Читайте продолжение о ликвидации аварии на портале Наш Урал.

#
ural #travel #усинская катастрофа #экология россии #экологические катастрофы