20 мая 1999 г. в Сан-Франциско на 85-м году жизни скончался последний председатель Союза чинов Русского корпуса поручик Владимир Владимирович Гранитов. В этот день была поставлена точка в истории белоэмигрантского Русского корпуса.
Гранитов стал последним активным деятелем Белого движения в 1980-1990-х годах. Это было время, когда ветераны белой эмиграции уже стояли одной ногой в могиле, а новой смены по факту не существовало. Потому что третье поколение (внуки белых офицеров) уже растворилось среди иностранных народов и слабо ассоциировало себя с Россией.
«Поручик Гранитов, а может, вернёмся?»
Владимир Владимирович же был из второго поколения (сыновей белых офицеров). Он был вывезен из России в пятилетнем возрасте, и впервые побывал на исторической Родине лишь в 1992 году – 77-летним, но ещё крепким и бодрым стариком.
В 1992-1998 гг. поручик Гранитов 4 раза путешествовал по России, неоднократно посетив за это время обе российские столицы, многие другие города, в том числе и сибирские. Повсюду встречался с национально мыслящими людьми, руководителями патриотических организаций, российскими военными.
Владимир Гранитов запомнился рядом метких высказываний, которые актуально звучат и в наше время. О них я поговорю позже, а пока – вспомню основные вехи биографии лидера Белого движения.
Стал и инженером-строителем, и белым офицером
Он был сыном кадрового офицера 13-го Лейб-гренадёрского Эриванского полка, участника трёх войн: Первой мировой, гражданской и Второй Мировой (в рядах Русского корпуса).
После гражданской войны семья Гранитовых обосновалась в Югославии, где Владимир окончил русскую гимназию Белграда (в 1933) и строительный факультет Белградского университета (в 1938).
Одновременно со специальностью инженера-строителя, Гранитов постигал военное дело на Военно-училищных и Военно-научных курсах РОВСа.
В сентябре 1941-года подпоручик Гранитов был в числе первых офицеров, вступивших в Русский корпус, созданный белоэмигрантами под эгидой германских оккупационных властей в Югославии. 30 ноября 1942 г. это вооружённое формирование был включено в состав вермахта и сменило югославскую военную форму с русскими кокардами на форму нацистской Германии.
На службе у немецких оккупантов
Войну Гранитов окончил в чине обер-лейтенанта, имея знак за ранение и 6 боевых наград: орден «За усердную службу», 2 ордена «За храбрость» для добровольцев на Восточном фронте, орден «За военные заслуги» 2-го класса с мечами и два Железных Креста 2-го класса.
Первый крест он получил в сентябре 1944 года, за операцию по прорыву в осажденный партизанами Тито город Зайчар и вывоз оттуда около 900 раненых и различного военного имущества.
Второй крест – через месяц, за бой с наступавшими советскими войсками, в котором был тяжело ранен выстрелом с близкого расстояния. Гранитов остался жив лишь чудом – благодаря тому, что рядом оказался опытный врач Бабенко.
С награждением вышло недоразумение: начальник, делавший представление, не знал, что Гранитов уже был представлен к Железному Кресту 2-го класса, поэтому поручик получил второй Крестом на 1-го, а снова 2-го класса.
В 1948 году перебрался в Аргентину, где познакомился со своей будущей супругой Тамарой Александровной Теславской, дочерью белого офицера. В 1960 году они переехали в США. Владимир Владимирович получил там работу по специальности. Сначала в строительной компании «Бехтель», потом в ж/д компании «Пасифик Рейлвей», где добился больших успехов и серьёзного материального благосостояния.
Несмотря на большую занятость, находил время и для общественной работы в белоэмигрантских организациях. А после выхода на пенсию (1982) – стал заниматься общественно-политической деятельностью с удвоенной энергией.
Интересно, что, несмотря на непримиримые антикоммунистические взгляды, Гранитов критиковал Михаила Горбачёва, предсказывая: его «дружба» и сотрудничество с Западом угрожает территориальной целостности СССР:
«На основании нашего горького опыта мы знаем, что у России в свободном мире искренних друзей нет, и что «помощь» Запада может привести к полному расчленению России. Об этой опасности мы должны неустанно предупреждать русских людей в Советском Союзе, так как многие среди них наивно верят в поддержку демократического Запада».
Эти слова перекликаются со словами основателя Русского корпуса, генерала Михаила Скородумова, сказанными ещё в 1948 году:
«Каждый русский патриот отлично знает: спасти Россию могут только русские. Все иностранцы, кто бы они ни были, всегда будут преследовать свои, а не русские интересы».
В интервью 1992 года Гранитов отметил: на пути в Россию он был уверен в том, что старшее и среднее поколения россиян насквозь пропитаны коммунистической идеологией. Думал, что диалог можно строить только с молодёжью. Оказалось – вовсе нет, и это его приятно удивило.
🔵 Топ 6 главных предателей Третьего Рейха- что они совершили?
В интервью 1995 года Гранитов заявил:
«Действия Российской армии в Чечне меня совершенно обескураживают. В России я посещал войска, видел серьёзную материальную часть и, казалось, высокий профессиональный уровень. Но сила не только в материальной части, а в самосознании».
Владимир Гранитов подчёркивал: России жизненно необходимо иметь сильную армию. С одной стороны – оснащённую по последнему слову науки и техники. С другой стороны – отлично подготовленную в нравственно-патриотическом смысле, не подверженную влиянию никакой политической партии и свободную от политики.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, почему белоэмигрант не доверял Западу?