Найти в Дзене

Как начиналась палеонтология для детей в нашей стране. Вспоминает автор книги «Палеонтология в картинках» Ирина Яковлева

Специально к выходу новой книги о палеонтологии для юных исследователей я попросила Ирину Николаевну Яковлеву вспомнить о том, как была опубликована научно-популярная книга о такой интересной науке, как палеонтология. Книга эта для советских детей и для детей постсоветской эпохи была знаковой. Несколько лет назад она была переиздана, тираж разлетелся моментально. Поэтому думаю, что многим будет интересно узнать о том, как же начиналась палеонтология для детей в нашей стране. Большое спасибо Ирине Яковлевне за столь интересный и подробный рассказ! На излёте 1974 год. Я работаю в Палеонтологическом институте Академии наук СССР. В той его части, которая называется Музей. Мой муж работает там же. Зарплаты маленькие. Я принимаю участие во многих экспедициях. Некоторые из них оказываются очень рискованными. Двое детей, и мы оба подрабатываем. Он пишет для журнала «Знание — сила», где его с восторгом печатает Саша Гангнус (брат поэта Евгения Евтушенко). А я пишу сценарии для передачи «Спокойн

Специально к выходу новой книги о палеонтологии для юных исследователей я попросила Ирину Николаевну Яковлеву вспомнить о том, как была опубликована научно-популярная книга о такой интересной науке, как палеонтология. Книга эта для советских детей и для детей постсоветской эпохи была знаковой. Несколько лет назад она была переиздана, тираж разлетелся моментально. Поэтому думаю, что многим будет интересно узнать о том, как же начиналась палеонтология для детей в нашей стране. Большое спасибо Ирине Яковлевне за столь интересный и подробный рассказ!

На излёте 1974 год. Я работаю в Палеонтологическом институте Академии наук СССР. В той его части, которая называется Музей. Мой муж работает там же. Зарплаты маленькие.

Я принимаю участие во многих экспедициях. Некоторые из них оказываются очень рискованными. Двое детей, и мы оба подрабатываем. Он пишет для журнала «Знание — сила», где его с восторгом печатает Саша Гангнус (брат поэта Евгения Евтушенко). А я пишу сценарии для передачи «Спокойной ночи, малыши». Мой договор — два сценария в месяц. Платят 60–70 рублей за сценарий — по тем временам слёзы. Работа тяжёлая. Оба работаем по ночам. Мои тексты за кадром читает Валентина Леонтьева. На магнитиках движутся герои, создавая общее впечатление мультфильма. Я ограничена временем передачи, выразительностью диалогов, попаданием в кадр в нужный момент и многими другими деталями. Адский труд! Я постепенно понимаю, что становлюсь ремесленником. Милый, милый редактор Игорь Петров! Как я огорчаю его своим решением расстаться с телевидением. Он только что получил премию за цикл моих сценариев. Благородный человек! Он приходит в Музей и отдаёт мне все сценарии, в которые с азартом и бескорыстием вносил и свою лепту. «Переделывай в сказки и печатай», — был его завет. В сказки я переделала. Положила в папочку. И начала эта папочка бродить по Музею. По родителям с маленькими детьми. Спрос был большой. Я давала на неделю. И однажды 2 недели — нет папочки! Я иду к провинившемуся и говорю, что надо бы и честь знать. Он мне в ответ с хитрецой во взгляде и улыбке. Подожди, мол, тебе скоро позвонят. И звонок был.

«С Вами говорит Елена Александровна Благинина. Ваши рукописи у меня. Жду Вас у себя воскресным вечером».

Так началось моё знакомство с БОЖЕСТВОМ. Я не смею сказать «дружба».

Я услышала много добрых слов и предложение перейти только на писательскую работу. Когда в издательстве «Детская литература» был задуман цикл книжек «Наука в картинках», то решено было начать с палеонтологии. И тут Елена Александровна сказала своё слово: о науке должен писать специалист! И рекомендовала меня. Я пришла в редакцию для предварительной беседы с редактором и чтобы познакомиться с художником. К тому времени художник Рубен Варшамов (в будущем главный редактор детского журнала «Весёлые картинки») очень хотел порезвиться на ниве палеонтологии. Тема его занимала, и он думал, что тут-то и есть неограниченный простор для творческой фантазии. Милый, обаятельный, умный человек — он сразу понял, как наука ограничит его фантазию. Но строгость поставленной перед ним задачи, высочайшая работоспособность и глубокая порядочность стали спасительным якорем во всей нашей работе над четырьмя последующими книжками.

Довод Елены Александровны был услышан, и со мной заключили договор. Речь зашла о сроках сдачи рукописи. Мне предложили 2 недели. Я категорически отказалась. Впервые в истории в маленькую книжку для детей уложить ВСЮ науку??!!

-2

Продолжение здесь.