Найти в Дзене
Евгений Горохов

Шаги к подвалу.

Дом отставного военного инженера Ипатьева в Екатеринбурге.
Дом отставного военного инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

В июле 1918 года бывший император Николай II со своей семьёй жил в Екатеринбурге, в реквизированном большевиками доме отставного военного инженера Ипатьева. В ночь с 16 на 17 июля царя, его жену, детей, личного медика царской семьи доктора Боткина и трёх слуг, большевики отвели в подвал дома, где расстреляли: таков печальный финал последнего императора России. Однако чтобы оказаться в том злополучном подвале, Николай II сделал четыре шага к нему, ещё задолго до 1918 года, но обо всём по порядку.

Николай II со своей семьёй.
Николай II со своей семьёй.

Часть первая: Россия, которую мы потеряли.

Часто можно слышать причитания о том, как было бы прекрасно в России, не соверши большевики в октябре 1917 года переворот. Так ли это на самом деле?!

Росси я вступила в ХХ век с ворохом проблем. В 1861 году император Александр II отменил крепостное право. Основной причиной отмены было то, что крепостничество тормозило промышленное развитие России. Заводам и фабрикам нужны рабочие, а страна крестьянская. Получив личную свободу, крестьяне земли не имели, каждому хозяйству выделялось по две десятины пахотной земли, за которую необходимо было выплачивать полвека заём в Земельный банк. Эти платежи отменили лишь в 1906 году из-за крестьянских волнений. К тому времени мужики выплатили 200% от суммы займа. В крестьянских семьях было по семь – восемь детей, прокормить такую ораву с двух десятин невозможно, а ещё нужно платить подушный налог и гасить ссуду Земельному банку. Крестьяне брали у помещиков землю в аренду, но за неё требовалось много платить. Деревня голодала. Крестьянские парни, призванные в армию, зачастую только там впервые в своей жизни ели мясо.

Намучавшись в деревне, крестьянские семьи уходили в город, наниматься на фабрику или завод. Там жизнь тоже полуголодная: зарплаты маленькие, смена по двенадцать – четырнадцать часов в сутки, выходные по большим церковным праздникам, а их не более десяти в году. Свыше восьмидесяти процентов населения России голодало. Озверев от беспросветной жизни, мужики грабили помещичьи усадьбы, растаскивая зерно из амбаров. Крестьянские бунты подавлялись войсками. Зачинщиков в кандалах отправляли на каторгу, а остальных мужиков, солдаты пороли шомполами от винтовок. На заводах вспыхивали стихийные забастовки и демонстрации. Рабочие требовали повысить зарплату, сократить рабочий день хотя бы до десяти часов, и оплачивать больничные работникам, травмированным на производстве. Хозяева предприятий вызывали полицию и казаков. Конные казаки нагайками разгоняли демонстрантов. Неспокойно было в Российской империи, но пока полиции, жандармам и армии удавалось держать ситуацию под контролем. Крестьяне и рабочие ненавидели помещиков и фабрикантов, считая их виновниками своей голодной жизни, недолюбливали губернаторов, по чьёму приказу их пороли. Однако свято верили в справедливость царя – батюшки. Жизнь в России начало ХХ века ярко описана в книге Евгения Горохова: «Хроники кровавого века. Замятня». Книгу можно скачать в Интернете.

В начале ХХ века в России стали зарождаться революционные партии: социалистов – революционеров (эсеры), социал-демократы (РСДРП), анархисты. Эсеры вели агитацию в деревне, так как Россия крестьянская страна. Учение Карла Маркса для пролетариата, потому социал-демократы пропагандировали среди рабочих. Идеи анархизма были популярны у русской интеллигенции. Департамент полиции и Корпус жандармов свою работу выполняли хорошо, арестовывая революционеров. Эсеры и социал-демократы не были популярны в народе: мужик и рабочий больше думали не о свержении царизма, а о куске хлеба. Крестьянина волновало, сколько платить помещику за каждый стог сена, скошенный на его лугу, и речи эсеров о борьбе с абсолютизмом, он не понимал. Тем более мужик крепко верил в справедливого царя – батюшку. Рабочий также не доверял агитаторам из РСДРП, рассказывающим о социализме. Его больше волновали несправедливые штрафы на фабрике. Рабочий – это вчерашний крестьянин, он тоже свято верил в справедливого царя-батюшку.

Заведующий Особым отделом Департамента полиции Сергей Зубатов, ознакомившись с трудами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, (их учение пропагандировали социал-демократы), оценил опасность этой партии для государства. Это пока рабочие не понимают агитаторов социал-демократов, но со временем они освоят это учение, и тогда Российской империи не миновать беды. Следовательно, рабочих необходимо отвлечь от влияния социал-демократов, предложив им бороться за улучшение жизни. Зубатов задумал создать рабочую организацию, которая будет заниматься только защитой интересов рабочих, и не лезть в политику. Ему нужен был харизматичный лидер для рабочих, и выбор пал на священника Георгия Гапона. При помощи Зубатова тот создал в Петербурге «Собрание русских фабрично – заводских рабочих». Однако идею Зубатова не поддержал министр МВД Плеве. Сергей Зубатов стал интриговать против министра, лишился своего поста и был выслан из Петербурга. После отъезда Зубатова, Георгий Гапон контакты с полицией прекратил, и его организация стала набирать большую популярность среди рабочих Петербурга.