Я так-то здорово люблю ралли. Когда был маленьким – папа выписывал журналы из Польши, там было много раллийных Шкод, рисовал мне БМВ в обвесах (позже я понял, что это были Е30) и Жигули на широких колесах. Первая гонка, на которой я был с папой – это ралли Каменный Пояс в начале 90х. Короче говоря – грязь и грунтовые дороги Урала, какие-то советские и не очень фильмы про автоспорт – это все про ралли.
Я читал журналы "За Рулем" и помню фамилии Успенского, Брундзы, кого-то еще – из старых заметок о победах. Суровая романтика – два мужика едут сквозь лес быстро. Хотя асфальтовые ралли мне нравились еще больше.
В 2007 я впервые поехал фотографом на ралли. Местная гонка, рядом с Екатеринбургом. Холодища, восьмерки дум-дум-дум-дум греются в парке сервиса.
Как пилот кайфует – я понимаю, а что там смотреть? Встать у сложного места и ждать, когда будут уши? Ну допустим.
Меня никогда в жизни не интересовало – самый ли я быстрый на круге. Отвечаю. Я просто не понимаю – нахрена мне им быть? Типа уважение среди пилотов? Кубок получить? Так я эти кубки сам заказываю, у меня их были десятки самых разных…
Строя ледовые автодромы, проводя соревнования – я еще больше убедился в том, что показать лучшее время – это лишь малая часть таланта вождения.
Так или иначе – сначала мне довелось поработать на ралли, а потом его поехать. В 2013 я снимал фото и видео для одного экипажа, ездил в Асбест на ралли зимой и летом.
И сразу же понял, почему ралли не так популярно, как хотелось бы всем. Это ужасно неудобно для зрителя. Нет трибун, нет места, откуда видно все – ты приехал в какие-то ебеня, мимо пронеслись несколько машин – и все, спецучасток проехали, делать больше нечего. Еще грязь, лес, пыль, комары, холодно, снег, телефон не ловит – нужное подчеркнуть. На фоне даже автоспринтов (до подьема зрелищного дрифта остается еще несколько лет) ралли для зрителя – так себе перспектива.
Не, стопудов есть люди, кому это нравится. По выходным ездить с термосом и друзьями поорать на проезжающий канал, выпить по кайфу – прекрасно провести время. Когда видишь кухню изнутри и знаешь ее – это выглядит слегка иначе.
Естественно, когда работаешь в автоспорте организатором – постоянно идут разговоры о том, кто куда едет. «А почему ты не хочешь попробовать Р3К, если нет денег ехать нормальное?» - спрашивали меня десятки раз.
Р3К – ралли 3 категории, для любителей. Легенда, правила ралли в целом, низкие требования к машине, невысокий стартовый взнос – чего бы не ехать? Именно поэтому и не ехать, черт побери. Для меня спортивная езда – это быстрая езда, без лишних правил. Хотел бы ездить по лимиту средней скорости – ездил бы.
Кроме того – я не умею ездить под диктовку штурмана, умею только «по глазам».
Замутил руль-симулятор и PS3 – ездить под диктовку электронного штурмана. Подумал – если хотя бы немного привыкнуть к этому в игре – будет проще.. Да, действительно. Немного привык слушать штурмана, тем более на английском. Чуете, к чему идет? Я думал о том, чтобы попробовать себя в ралли.
Параллельно этому рос навык вождения по гравию – наш проект MX5CUP летом предлагал клиентам и асфальт и гравий, как инструктор я накатывал и вкатывался. Задний привод на гравии – это крайне весело, но надо уметь. Мало кто умеет, кстати.
Наш гравийный трек был построен на базе СУ «Кросс» в Асбесте, поэтому так или иначе я выучил эти 12 км за сезон. Выучил повороты, прямые и перегибы – чтобы носиться на своей Шкоде 80+ по СУ, скользя на обычных колесах по мелкому гравию.
Мне очень нравится ездить по раллийным спецучасткам. На них, как правило, можно ехать очень быстро даже по глазам. Ралли выигрывается в быстрых поворотах, где все жмут газ, но кто-то жмет его лучше – и получается быстрее. В медленных все едут медленно. Поэтому гонять по СУ – это мне очень нравится. Трехмерность, скользкий щебень или гравий – на моей полноприводной машине здорово страдает кузов, но я кайфовал максимально.
Однажды появилась возможность поехать нулевым экипажем на Мазде. Поскольку я так и не начал работать со штурманом – я просто поехал «по глазам». Это значит, что все едут под диктовку штурмана, по записанной легенде, а я – по памяти, двенадцать километров! А чего, нормально же?
Чтобы формально не выбиваться за правила ралли – надо было ехать вдвоем. Ко мне сел Паша Кантора – один из механиков нашей команды.
«Паша, главная просьба – ничего не трогай, ничего не говори. Иначе я отвлекусь и мы уедем мимо поворота» - попросил я перед стартом.
Надо сказать, что из-за нюансов Мазды мы не могли поставить спортивные гравийные колеса и было принято решение поставить зимние Мишлен (!!!) узкие с шипами!!! То есть в +25 тепла я выехал на старт на драных зимних шинах, в которых еще были шипы 4.5 мм! Рисунок протектора был подходящим – крупная шашка.
Когда я подъехал на техинспекцию – наши ТИ Серега и Василий, два пермских богатыря, удивились: «А ты чего приехал?». Гонку, говорю, поеду… «А ты умеешь?» Нет, говорю, чисто Пашу покатаю. Короче, прошел я техинспекцию.
Мы стартовали. Это было лихо, конечно. Колеса не позволяли тормозить нормально, но хорошо толкались в скольжении и при разгоне. Немного было волнительно из-за Первого Старта В Ралли – пусть не на результат, пусть нулем.
Я немного неправильно выбрал положение сиденья – чуть дальше от руля, чем хотелось. Фактически – я не дотягивался до руля нормально. Не учел того, что дорога уже разрыта предыдущими проездами и гравий рыхлее, чем обычно. Было тяжелее, чем планировалось. Паша сидел молча, держался за ремни и только один раз, когда мы ехали мимо поворота, но я справился и попал – он громко выдохнул. Очень громко. И продолжал молчать.
Есть онборд моего проезда:
Мне совершенно необязательно было ехать быстро – достаточно было ехать в хорошем темпе. Нулевой экипаж проверят дорогу перед основным каналом участников, его задача – убедиться, что все в порядке. Я решил ехать так быстро, как это возможно.
Самое опасное в нашем случае – это если я неверно вспомню серию поворотов и вместо «налево плавно и вниз быстро» будет что-то типа «крутой правый». Я притормаживал, но едва-едва. Подвеска у нашей машины была очень простая – стойки Бильштайн Б6, поэтому поперек колеи ехать было невозможно.
Особенно мне понравилось быстро ехать по сложной дороге. Впрочем, именно это я и люблю больше всего. Игры с контрольными картами, пунктами КВ и прочими раллийными штучками мне совершенно не интересны.
Короче, мне очень зашло так гонять, но повторить не получилось. Ехать ралли за деньги – мне кажется странным. Слишком много суеты и риска, слишком мало удовольствия. Слишком мало внимания к этому спектаклю.
Это важно для меня - тот же дрифт, ралли-кросс и даже дрэг-рейсинг - более зрелищные и крутые события, в которых хочется делать красиво.
Через пару лет боссов проекта накрыло желание открыть раллийную программу MX5CUP, и я, как руководитель отдела продаж и инструктор, должен был попробовать – как это бывает. Мы сели с Андреем Димегой (он ездит штурманом в ралли) и аккуратно поехали. Зима, узко, незнакомая мне дорога, но знакомая машина. В ухо штурман говорит что-то, меня это отвлекает. Поехал медленнее.
К третьему проезду я начал понимать – как слушать штурмана.
Это очень особенная история – надо довериться человеку и ехать «на слух». Он диктует расстояния до поворота, его категорию и то, что будет дальше – примерно на 2-3 поворота вперед. А я должен не искать глазами то, что он сказал, а ехать быстро! Довериться его записям, а не моим глазам! Сложно.
Диктует штурман примерно так: «Пятьдесят левый три узко на правый четыре. Сто. Правый пять длинный, сорок на левый три трамплин». Все очень просто, но в этот момент мы едем около 100 км/ч по узкой гравийной дороге! Перепады высоты – до 6 метров, а за краем бруствера обрыв. Мы же гоняем по пыльникам предприятия УралАсбест – это горы мелкого отсева, в 2-3 раза выше леса.
Потом я попробовал записать легенду сам. Тренером выступил Леша Игнатов (ралли-рейды и ралли, МС и ЧР) – он вел машину (обычную) по спецучастку (раллийному) и диктовал – я должен был записать. Затем мы снова ехали – и я диктовал. Оказалось, что очень важно понять – как пилот воспринимает слова на скорости и давать ему именно столько информации, сколько необходимо. Если штурман скажет не вовремя или не то – экипаж на полном ходу проедет мимо поворота и последствия могут быть любыми. Тут пригодилось мое инструкторское умение смотреть на 2-3-4 поворота вперед. Обычно я смотрю глазами, зная трассу, а здесь я смотрю в записи и вижу то же самое, надо правильно прочитать. Еще иногда штурмана тошнит, потому что он не смотрит на дорогу, а машина едет быстро – но меня не тошнило. Было интересно.
Мне в целом было несложно и понравилось. Еще бы – управлять человеком, который управляет машиной и едет быстро. Что может быть лучше? (управлять группой людей, разумеется)
После тестов нас (инструкторов и сотрудников проекта) на предмет готовности быть штурманом на раллийной программе оказалось, что я отлично подхожу.
Но мой ответ был - «НЕТ». Я не хочу ездить штурманом, хотя спокойно езжу инструктором. Почему?
Да потому что я ХОЧУ ЕЗДИТЬ ЗА РУЛЕМ!
Мне, как организатору соревнований и тренировок, нечасто удавалось сесть за руль – было чем заняться. И меня это тоже не радовало все время, пока я этим занимался.
При всем уважении к штурманам – я не хочу быть вторым из двух.
Делать гонку – другое дело. Я управляю процессами, все едут – я доволен. Но быть секретарем пилота – нет, спасибо.
А ралли – это когда мужики вдвоем уезжают в лес и едут между деревьев, звеня яйцами.
На сегодняшний день я не интересуюсь ралли как спортом – не смотрю новости, не знаю имен пилотов. Я знаю правила, знаю детали организации гонки – и знаю, как водить машину в таком режиме. Мне этого достаточно.