Найти в Дзене
Волшебная музыка

Кондакарное пение

Кондакарное пение - это мелизматическое пение византийского происхождения, применявшееся в Древней Руси с конца 11 в. до 14 в. включительно. Наряду со знаменной нотацией в Киевской Руси существовала ещё кондакарная нотация, особым складом письма и стилем пения. Репертуар кондакарного пения включал кондаки, стихи из псалмов и припевы к ним, записан в певческих книгах - кондакарях, где находились кондаки в порядке церковного года. Текст этих рукописей - древнеславянский, но иногда встречаются отдельные греческие термины. Пение кондаков было сольным. Народ и хор подпевал окончания кондаков - рефрены. Такой тип пения называется респонсорным, в отличие от антифонного, где противопоставлялись два хора. Судя по записям в кондакарных рукописях 11-14 веков, пение кондаков было очень распевным. На один слог в нем приходится до 10 и более знаков. Музыкальная стихия в кондакарном пении преобладала над словесным текстом, обладала самостоятельной художественной значимостью. В кондаках сохранялась гр

Кондакарное пение - это мелизматическое пение византийского происхождения, применявшееся в Древней Руси с конца 11 в. до 14 в. включительно.

Наряду со знаменной нотацией в Киевской Руси существовала ещё кондакарная нотация, особым складом письма и стилем пения. Репертуар кондакарного пения включал кондаки, стихи из псалмов и припевы к ним, записан в певческих книгах - кондакарях, где находились кондаки в порядке церковного года. Текст этих рукописей - древнеславянский, но иногда встречаются отдельные греческие термины. Пение кондаков было сольным. Народ и хор подпевал окончания кондаков - рефрены. Такой тип пения называется респонсорным, в отличие от антифонного, где противопоставлялись два хора.

-2

Судя по записям в кондакарных рукописях 11-14 веков, пение кондаков было очень распевным. На один слог в нем приходится до 10 и более знаков. Музыкальная стихия в кондакарном пении преобладала над словесным текстом, обладала самостоятельной художественной значимостью.

-3

В кондаках сохранялась греческая традиция буквенных вставок. На растянутых слогах применялись добавочные слоговые вставки, которые назывались аненайками и хабувами. Слоги не, на, ни, хе, ху, хи, ха добавляли в текст. Эти слоги акцентировали ритмику в распевных разделах песнопения. Кондакарная нотация необычайно сложна. Загадочна ее конструкция: над текстом располагаются не один, а сразу два ряда знаков, в нижнем ряду мелкие знаки, отчасти сходные с экфонетической и с палеовизантийской нотацией, а в верхнем ряду большие, крупные знаки, обозначающие жестикуляцию, которые широко пользовались в средневековье дирижёры-демественники, в силу несовершенной нотации, когда надо было показать сложный мелодический оборот, не поддающийся записи обычными невмами.

Оригинальная нотация кондакарного пения, как и ранние образцы знаменного письма, не поддается расшифровке. Однако изучение кондакарий со стороны их содержания, начертания знаков позволяет иметь определенное представление о стиле кондакарного пения. Особый интерес представляет "Благовещенский кондакарь" (начало 12 в.), ознакомление с которым приводит к выводу о его византийской первооснове и о тенденции Киевской Руси к активному насаждению византийского пения во всех его элементах, вплоть до приемов исполнительства.

Особенности кондакарного пения:

1) часть знаков кондакарной нотации по начертанию близка к знаменной;

2) кондакарного песнопения, как и знаменные, были подчинены системе осмогласия;

3) наличие знаков второй строки, над нижней строкой знаков, которые служили для обозначения (показа рукой) сложные ходов голоса, не поддававшихся записи обычными невмами.

Отсюда следует, что кондакарные напевы, похожие на знаменные, отличались от них широким использованием мелодических украшений.

В Византии кондакарное пение считалось вершиной певческого искусства и с особой торжественностью исполнялось за богослужением.

В Киевской Руси кондакарное пение, с его вычурными мелодическими украшениями, чуждыми русскогюму пению, лишенное спокойной и величавой певучести, не получило широкого распространения и совершенно вышло из певческой практики уже с 14 века.

Подписывайтесь на канал 😉

Благодарю за внимание. 🤗

#русское древнее многоголосие #кондакарное пение #история русской музыки #волшебная музыка