Старт экспедиции. Первые перевалы и Караван-Сарай
День 1: 08.05.2011. Киргизия.
Выехали по плану в 10:00, чему сами сильно удивились ну и, конечно, порадовались. Редко бывает, когда, время выезда из города совпадает с назначенным. Всегда возникают неотложные и срочные дела. Но не все так чудесно, как кажется. В Бишкеке со вчерашнего дня наложен лимит на продажу топлива и теперь в одни руки заливают только по 20 литров. Нам с нашими баками на 200 литров, пришлось объехать не одну заправку, чтобы запастись топливом. В дорогу нас провожает дождь. Но Киргизия - страна контрастов, в этом нам не раз еще придется убедиться. Так, например, въехав в узкое Боомское ущелье, которое отделяет Чуйскую долину от Иссык-Кульской, у нас создалось впечатлении, что дождей в этой местности вообще никогда не бывает. Но засушливый пейзаж приводит скорее в восторг, чем в уныние, горы вокруг кажутся раскрашены разноцветными красками различных оттенков от яркой охры до бордо.
А как только мы пересекли границу Иссык-кульской долины, то поняли, что весна тут только-только начинается. Ну а чем дальше в горы к границе с Китаем, тем дальше от начала весны.
Мы не случайно, проехали прекрасное озеро Иссык-Куль мимо. Нет, это не неуважение к великому озеру. Мы оставили эту «жемчужину Тянь-Шаня» на окончание нашей экспедиции. Мы вернемся к тебе – Прекрасный Иссык-Куль.
Так лавируя между горным хребтами, мы прикатила к обеду. На пол пути нашего дневного переезда лежит небольшое селенье Кочкорка. Местом обеда оно было выбрано не случайно. Экспедиция уже началась и нам хотелось получать удовольствия и новые впечатления. В Кочкорке есть частный этнографический музей, экспонаты которого отображают быт и культуру киргизов. Все можно потрогать руками, примерить и сфотографироваться. Хозяева музея, наши большие друзья. И каждый раз попадая сюда, чувствуешь, как люди тебе рады. Они готовы рассказывать про все, что ты возьмёшь в руки или на чем остановится твой взгляд.
Ну а самое приятное для голодного путника это, конечно, еда. После осмотра музея, мы прошли в традиционную Киргизскую юрту, в полном ее красочном убранстве. Как и принято, на полу, перед низкими столами, лежали разноцветные курпачи (традиционные стеганные одеяла, которые используются в качестве подстилки для сна или отдыха). Мы все расположились вокруг низких столов в свободных позах. И тут на дастарханы перед нами, как в сказке начали появляться блюда. Яств было столько, что глаза разбегались. Попробовать хотелось все, даже нам, знающим что это за блюда невозможно было удержаться. Как же нам не хотелось покидать юрту с кушаньями, мы уже готовы были так и остаться лежать тут же на курпачах медленно переваривая обед. Но нас ждал Таш-Рабат.
К месту ночевки мы добрались уже к вечеру, и светлого времени нам хватило только на то, чтобы выйти из машины и осмотреться. Кем-то из участников было предложено посетить караван-сарай сегодня. Так с фонарями мы отправились бродить по темным маленьким кельям, то ли какого-то древнего храма, то ли и вправду караван-сарая. Представить себя средневековым путником, в этой атмосфере не составило труда.
На ночевку мы остановились у смотрителей Караван-Саря, все вместе в небольшой комнате, прямо на полу. Тут было тепло и уютно. Хозяева радушно накормили нас ужином и рассказали немного историю места.
Среди памятников средневековой архитектуры Центральной Азии нет ничего подобного каменной крепости Таш-Рабат, скрытой в отдаленном ущелье Кара-Каюн, на высоте 3100 метров в окружении снежных пиков и неприступных хребтов Центрального Тянь-Шаня, недалеко от границы Кыргызстана и Китая. Через высокогорную долину в верховьях реки Нарын издревле проходила одна из главных караванных троп Шелкового Пути, связывавшая Ферганскую долину с берегом озера Иссык-Куль и оазисами Кашгара.
Видимо этот перекресток дорог и стал причиной появления здесь цивилизации, несмотря на жестокий климат и непокорную природу высоких гор, очень ей удалось закрепиться в этих суровых краях, оставив множество следов самобытной культуры. Историки и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, кто, когда и зачем построил в этой малонаселенной местности величественный Таш-Рабат - самое большое и сложное сооружение из камня, не имеющее сохранившихся аналогов на огромных пространствах от пустыни Гоби до Каспийского моря.
Одни говорят, что Таш-Рабат был построен как караван-сарай для того, чтобы усталые путники и караваны, следовавшие через тяжелые горные перевалы, по дорогам Великого Шелкового Пути могли отдохнуть, согреться и переночевать, ранним утром продолжив свой путь из Кашгара к озеру Иссык-Куль или в Ферганскую долину.
Есть так же версия, что Таш-Рабат был монастырем и служил пристанищем для монахов-несториан.
В некоторых письменных источниках древности говориться, что эта каменная крепость была построена Мухаммад-ханом - одним из правителей Могулистана, тюрко-монгольского государства, образовавшегося после распада империи Чингизхана. Какого было ее назначение так и остается загадкой.
Таш-Рабат единственное каменное сооружение в своем роде на территории Киргизии. Он имеет почти квадратную форму, длинна сторон которого 33,7 и 35,7 метров. Изнутри он представляет собой длинный коридор, от которого в разные стороны отходят комнаты (кельи), коридор ведет в центральный зал, где на потолке, в куполе вырезаны небольшие отверстия, впускающие дневной свет и воздух. Все остальные комнаты погружены во мрак. Помимо комнат В одной из комнат, еле заметно в углу находятся два зиндана (углубления в земле для узников), причем один из них глубже и уже второго, то есть в одном узник мог только сидеть, а во втором только стоять.
Фасад сооружения по традиции устремлен на восток, он имеет портал с классической аркой и угловые башни, которые буквально предназначены для дозорного караула. Крыша Таш-Рабата увенчана двадцатью маленькими и одним большим куполом. Находится этот исторический памятник на высоте более 3000 метров среди высоких неприступных гор Тянь-Шаня.
#Тибет #автоэкспедиция #overland4x4