Доля электронной коммерции увеличивается на 30% в год, а вы все еще не можете выбрать, зарегистрироваться на Озоне/Вайлдберрис или завести свой маленький уютный магазин? Вы по адресу.
С каждым годом продажи все больше переходят в онлайн. По прогнозам Data Insight, доля электронной торговли в России будет расти на 30% в год: аналитики учли и малый, и средний бизнес.
Как у Нео, у предпринимателей два пути. Первый – не заморачиваться и продавать через маркетплейс. Второй – запустить интернет-магазин.
У каждого варианта есть плюсы и минусы. Давайте разбираться, как сделать правильный выбор и остаться в выигрыше.
Маркетплейс – что это вообще за зверь?
Это большая площадка, на которой продавцы размещают товар. Самый простой аналог – рынок: у каждого своя палатка, но на одном и том же рынке можно купить как помидоры, так и туфли на шпильке.
Маркетплейс – это посредник, который обеспечивает безопасность и честность сделок как для продавца, так и для покупателя, первым дает «теплых» клиентов, а вторым – хороший выбор.
Самые популярные маркетплейсы России
В Рунете полно площадок, как тематических (например, продают только одежду, обувь и аксессуары), так и более общих.
Например:
- Ozon;
- Яндекс.Маркет;
- Wildberries;
- Lamoda;
- СберМегаМаркет;
- Tmall.
Плюсы маркетплейсов – легко и без заморочек
- Низкий порог входа
Не нужно вкладывать деньги в разработку сайта, достаточно просто выполнить условия по размещению на площадке. На маркетинг тоже тратиться не нужно: онлайн-гигант получает комиссию с продаж, а поэтому заинтересован в привлечении клиентов.
- Доступ к аудитории
Каждый месяц на Ozon и Wildberries покупают почти столько же людей, сколько на самом AliExpress. Вдумайтесь, какие это масштабы!
Если вы только начали развиваться, маркетплейс для вас – это способ охватить максимально широкую аудиторию в минимальные сроки.
- Кредит доверия
Если у вас еще нет репутации – маркетплейс станет плюсом. Покупатели знают, что крупные площадки проверяют партнеров, а также придерживаются определенных стандартов качества.
- Нет работы с покупателями
У маркетплейсов свои служба поддержки и доставка. Если заказ потерялся или неправильно собран – ответственность на них. Если будут проблемы – они сами предложат покупателю бонусы, скидки или компенсации.
Минусы маркетплейсов – дорого и высокая конкуренция
- Невыгодная комиссия
Комиссию берут все площадки без исключения. Средняя прибыль с одного товара будет всегда ниже, чем если бы вы продавали его в интернет-магазине. Маленькую прибыль можно компенсировать за счет увеличения объема продаж, вот только не факт, что вам его обеспечат.
- Вынужденные скидки и акции
Вас будут буквально заставлять участвовать в распродажах: в противном случае товар просто не покажут покупателям.
- Вы не знаете своих клиентов
Маркетплейсы ни за что не поделятся с вами персональными данными покупателей. Вы не сможете ни составить портрет ЦА, ни связаться с потребителем, чтобы стимулировать его к повторным заказам.
- Максимум конкуренции
Если ниша популярная, может развернуться ожесточенная борьба с другими брендами. Вплоть до ценовой войны: кто-то снизит цены, а остальным придется сделать то же самое: собственных маркетинговых инструментов-то у вас нет.
Что такое интернет-магазин?
По факту, это та же торговая точка, только не офлайн, а онлайн. У интернет-магазина уникальный адрес, там продаются товары определенного типа. Например, электроника, детская одежда, офисная мебель.
Интернет-магазин – это визитная карточка вашей компании, поэтому покупка должна быть простой и удобной.
Плюсы интернет-магазина – свобода цен и больше информации
- Популяризация бренда
Интернет-магазин и рекламу можно оформить в фирменном стиле, подобрать логотипы, цвета, шрифты. В глазах клиента сформируется определенный образ с устойчивыми ассоциациями, вас начнут узнавать.
- Своя ценовая политика
Демпинговать ради продаж не придется. Сами устанавливаете цены, сами их регулируете, сами предлагаете скидки, если захочется. Предлагаете качественный сервис, чтобы оправдать высокую стоимость. Свой магазин – свои правила.
- Автоматизация бизнес-процессов
Вы можете подключить к магазину CRM, бухгалтерский софт, систему учета товара, сервисы рассылки – все, что поможет сделать процессы проще.
- Доступ к информации о покупателях
Чуть ли не главный плюс интернет-магазина – возможность владеть информацией. Вы сможете быстро реагировать на изменения в поведении клиентов, управлять их вовлеченностью и лояльностью. Собрал корзину, но не заказал? Держи скидку. Первый заказ? Вот тебе подарок или бесплатная доставка. Хочешь заказать повторно? У нас система бонусов.
- Клиенты не отвлекаются на конкурентов
В окне “Вам также понравится” будут не товары конкурентов, а ваши, которые сами там укажете. Все внимание покупателя будет на вашем продукте. Это значит, что он с меньшей вероятностью импульсивно заменит ваш товар на предложение конкурента в последний момент. К тому же – повысит средний чек, ведь выбор ограничен только вашим ассортиментом.
- Безграничные возможности аналитики
Вы сами выбираете каналы для продвижения, можете детально их анализировать, оставлять наиболее эффективные. Плюсом можно собирать данные о продажах, трафике, поведении посетителей и улучшать сайт исходя из этого.
Минусы интернет-магазинов – ответственность и необходимость вложений
- Сколько рекламы – столько и продаж
На маркетинг может уйти 15-25% прибыли компании. Расходы могут быть выше, если бренд только-только запустился. Зато потом поддерживать объем продаж можно будет за счет повторных покупок и рекомендаций.
- Максимальная вовлеченность
Просто окошка с бесплатной консультацией и раздражающего чат-бота недостаточно. Покупатели все больше ценят индивидуальный, человеческий подход на всех этапах: от кнопки «купить» до доставки и возврата. На желание купить может повлиять даже настроение менеджера при разговоре в мессенджере.
- Ответственность за доставку
Доставляете долго – покупатель ушел. Доставляете неудобно – привет, конкуренты. Доставляете дорого – клиент уже закрыл сайт, ему без разницы, что вы уже 200 лет на рынке и у вас (какой сюрприз) бесплатная консультация. Придется соответствовать ожиданиям целевой аудитории.
- Необходимость технической поддержки
Люди любят онлайн-покупки в том числе потому, что они доступны 24/7. Если ночью сайт «упадет» – это может сказаться на выручке, а убытки вам никто не возместит. Нужно быть всегда онлайн, а это значит – следить за состоянием сайта.
Нужен ли вам интернет-магазин?
Свой сайт точно нужен вам в следующих случаях:
- Вы продаете товары из узкоспециализированной области, поэтому клиенту будет нужна экспертная консультация. Служба поддержки маркетплейса тут не вывезет.
- Ценность продукта – в индивидуальности, которая на крупной площадке просто потонет среди конкурентов.
- Доставка территориально ограничена – например, товар скоро портится или ассортимент зависит от сезона.
- Продукт требует специфической доставки – очень бережной или при особом температурном режиме.
- Некоторые позиции требуют установки или настройки. У маркетплейса просто нет таких специалистов.
Интернет-магазин выигрывает у маркетплейса по многим позициям. Если наша статья вас убедила – переходите на наш сайт, чтобы узнать больше. Мы уже сделали 200+ интернет-магазинов и огромное количество сайтов и готовы применить 69 инструментов маркетинга для вашей прибыли 🙂