Найти в Дзене
Ликбез

ЛИКБЕЗ Советы родителям

ЛИКБЕЗ Советы родителям Занятие 5. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? 5 класс. Обучаемся новым упражнениям для закрепления орфографии. Вспомним термины: зрительный диктант, осложнённое списывание, синтаксический разбор, пунктуационный разбор. Дорогие родители! Сегодня мы продолжим работать над орфографией, знакомясь с новыми приёмами, способствующими правильному написанию. А все тексты, с которыми будем работать мы, вновь будут о весне, так как впереди у нас развитие речи, и мы, «напитавшись» весенними темами, приступим к написанию различных видов творческих работ и прежде всего сочинений. Новые упражнения для закрепления орфографии. I. Методика работы со зрительным диктантом. Именно для учащихся 5 класса особенно эффективны зрительные диктанты. Они развивают точность зрительного восприятия, а также направлены на тренировку внимания, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию того или иного правила. Как же его проводить? Напечатайте данный диктант шрифтом 20

ЛИКБЕЗ Советы родителям

Занятие 5. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? 5 класс.

Обучаемся новым упражнениям для закрепления орфографии.

Вспомним термины: зрительный диктант, осложнённое списывание, синтаксический разбор, пунктуационный разбор.

Дорогие родители! Сегодня мы продолжим работать над орфографией, знакомясь с новыми приёмами, способствующими правильному написанию. А все тексты, с которыми будем работать мы, вновь будут о весне, так как впереди у нас развитие речи, и мы, «напитавшись» весенними темами, приступим к написанию различных видов творческих работ и прежде всего сочинений.

Новые упражнения для закрепления орфографии.

I. Методика работы со зрительным диктантом.

Именно для учащихся 5 класса особенно эффективны зрительные диктанты. Они развивают точность зрительного восприятия, а также направлены на тренировку внимания, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию того или иного правила. Как же его проводить? Напечатайте данный диктант шрифтом 20 – 24 так, чтоб каждое предложение было с новой строчки, и между ними был интервал, чтобы вы могли показывать диктант по одному предложению. Показываете первое предложение и предлагаете ребёнку запомнить его. Длительность показа – 1секунда на 1 слово. Например, в первом предложении нашего диктанта 4 слова. Значит, вы его показываете в течение 4 секунд. Закрываете предложение по истечении этого времени, и ребёнок по вашей просьбе закрывает глаза, а вы просите его представить содержание предложения, как мультик. Этот момент очень важен, так как в первые секунды увиденное им воспроизводится максимально точно. А затем он записывает предложение по памяти. После написания всего диктанта проверяете его вместе и, если есть ошибки, находите способ проверки.

Зрительный диктант 1.

(1)Первые предвестники весны – оттепели. (2) Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу; сонно, ресницами игл щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи. (3) Весна не за горами! (4) Однако природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает.

(По Б. Пастернаку)

Зрительный диктант 2.

(1)Апрель идет к концу. (2) Весна была ранняя. (3) Снег сошёл с полей. (4)Зеленеют озими.(5) Как хорошо в поле! (6)Воздух наполнен песнями жаворонка. (7) Солнце греет чащу и поля.(8) В лесу и овраге тают остатки снега. (9)Жужжат жуки.(9) Река вступила в свои берега. (9) Прекрасное это время — весна!

(Д.В. Григорович)

Зрительный диктант 3.

(1)Пришла весна. (2)По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. (3)Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. (4) От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко.(5) И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. (6) Ветви деревьев покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.(7) Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики.

(Л. Н. Толстой)

Зрительный диктант 4.

(1)Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям. (2) Возьмем хотя бы раннюю весну. (3) У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов. (4)Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. (5) Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. (6) Его съедают туманы.(7) Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. (8)На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх — проталины и проплешины.

(К. Г. Паустовский)

Зрительный диктант 5.

(1)Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.(2) Чудесно наступает предутренний час в лесу.(3) Кажется, невидимый дирижёр поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. (4) Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. (5)Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. (6) Множество радостных звуков слышит охотник в этот весёлый торжественный час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.

(И. С. Соколов-Микитов)

II. Списывание как развивающее орфографическое упражнение.

Один из способов преодоления орфографической неграмотности - широкое использование такого упражнения, как списывание. Умение списывать слово без ошибки, сверять его с текстом диктанта, определять орфограмму — все это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, видеть образ слова в его правильном написании. Постепенно такая зоркость в результате многократных повторений и побуждений с вашей стороны становятся привычкой, это переходит в умение проверять себя, следить за своим письмом. К тому же мы будем говорить о списывании осложнённом. Что значит осложнённое списывание? Это значит, что к тексту будут даны различные задания, требующие нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм, пунктограмм и их обоснование, то есть при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, постановке знаков препинания и т.д. Рассмотрим это на конкретном примере. Кстати, именно списывание используется в ВПР всех классов как один из основных видов работы.

Осложнённое списывание 1.

(1)Мое любимое время года весна*. (2)Только весна не такая, когда зазелене..т трава и на д..ревьях распуст..тся листья, созд..ющие неповторимый, едва слышимый ш..рох . (3)Нет, я люблю самое начало весны.

(4)Вот по овражкам поб...жали, забулькали ручейки. (5) Раскисли просёлочные дороги, и по ним важно разгулива..т ч…рные, белоносые грачи, оставляя ч..ткие следы на влажной земле. (6)Вот в полях, по буграм, на припёке, пок...зались первые проталины, прожжённые огненными лучиками в..сеннего солнца. (7) Ш..лковые трели жаворонков доносятся из подн..бесья.

(8)Это и есть моё самое любимое время года - пробуждение земли, ее первая улыбка солнцу.

(По Г. Скребицому)

Для родителей.

1.Личные окончания глаголов: зазеленеЕт, разгуливаЮт (это глаголы Iспряжения, определяем по безударным суффиксам инфинитива: зазеленЕть, разгуливАть ) , распустЯтся (это глагол II спряжения: определяем по суффиксу инфинитива: распустИться);

2. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: на дЕревьях – дЕрево, создАющие – создАть, побЕжали – бЕг, покАзались – покАжется, вЕсеннего – вЁсны,

поднЕбесья – нЕбо.

3. Гласные корня после шипящих: шОрох (слово – исключение), чЁрные (чЕрнеть), чЁткие, . шЁлковые (шЕлковистый).

4. Пунктуационный анализ* 1 предложения: если подлежащее ( время года) и сказуемое (весна) выражены существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Осложнённое списывание 2.

(1)Весна, долго з..держиваемая холодами, вдру.. началась во всей красе своей, и жизнь з..играла п..всюду.(2) Уже голубели пр..леск.., и по свежему изумруду первой зелен.. зажелтел одуванчик… (3) Рои мошек и кучи насекомых п..казались на болотах . (4) А за ним и всякая птица в сухие трос..ники с..бралась от..всюду. (5) И все п..ближе ..сматривали дру.. друга. (6) Вдру.. н..селилась прекрас..ная земля, пр..снулись леса, луга, блес..нуло со..нце.* (7) В деревн.. пошли хороводы. (8)Гулянью был простор. (9)Что яркост.. в зелен..! (10)Что свежест.. в воздух..! (11)Что птичьего крику в садах!..

(По Н. В. Гоголю)

Для родителей

1. Правописание приставок, не изменяемых на письме: зАдерживаемая, зАиграла пОвсюду, прОлески, пОказались, сОбралась, отОвсюду, пОближе, Осматривали, нАселилась, прОснулись.

2. Правописание согласных в корне слова: непроизносимые: тросТники – тросТиночка, соЛнце – соЛнышко; парные звонкие – глухие: вдруГ, друГ, прекраСНая, блеСНула (без Т).

3. Окончания существительных: пролескИ, зеленИ, в деревнЕ, яркостИ, в зеленИ, свежестИ, в воздухЕ. В существительных 3 склонения ( зелень, яркость , свежесть) в родительном, дательном, предложном падежах всегда пишется И. В существительных 1 склонения (деревня) и в существительных 2 склонения (воздух) в предложном падеже пишется Е. ПролескИ – множественное число.

4. Пунктуационный анализ* 6 предложения: подчеркните грамматические основы этого предложения (земля населилась, леса проснулись, солнце блеснуло). Их 3, связь между простыми - бессоюзная, следовательно, перед нами бессоюзное сложное предложение, состоящее из 3 простых, между которыми ставятся запятые.

Осложнённое списывание 3.

(1)На солнце нельзя было теперь в..глянуть: лохмат..ми ослепительн..ми водопадами оно ни..падало с вышины. (2) По бе..конечному син..м - син..му небу плыли бе..молвные облака, словно кучи снега.(3) Весенн..е ветерки пахли свеж..й травой и ра..тревоженными птичь..ми гнёздами*.

(4)Перед домом лопнули большие почки на душист..х тополях, на припёке ра..дражённо кудахтали куры. (5)В саду, из ра..огрет..й земли, протыкая зелен..ми кинжальчиками догнивающ..е листья, лезла новорождённая трава, весь луг подернулся бело - жёлт..ми звёздочками. (6)С каждым днём прибывало бе..счётное количество птиц.(7) Забегали между стволами чёрн..е дрозды — ловкачи ходить пешком.(8) В липах завелась иволга, больш..я птица, зелён..я, с жёлт..й, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела она медов..м голосом.

(По А. Н. Толстому)

Для родителей.

1.Правописание окончаний прилагательных и причастий (эту часть речи изучают позже, но принцип проверки такой же, как и в прилагательных): потоками (какими?) лохматЫми ослепительнЫми, по небу (какому? синЕму – синЕму, ветерки (какие?) весеннИе, травой (какой?) свежЕй, гнёздами (какими?) птичьИми; душистЫх тополях, из разогретОй земли, зелёными кинжальчиками, догнивающИе листья, бело - жёлтЫми звёздочками, чёрнЫе дрозды, большАя птица, зелёнАя, с жёлтОй подпушкой, медовЫм голосом

2. Правописание приставок на-З-, -С- зависит от согласной, звонкой или глухой, или гласной, перед которыми стоит приставка. Парные звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З; всегда звонкие: Л,М, Н. Р. Парные глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С; всегда глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

ВЗглянуть, ниСпадало, беСконечному, беЗмолвные, раСтревоженными, раЗдражённо, из раЗогретой, беСсчётное.

3. Самостоятельно найдите в тексте слова с безударной гласной в морфеме корня, выпишите их и подберите однокоренные проверочные слова.

4. Выполните синтаксический анализ 3 предложения. (Повествовательное, невосклицательное, полное, личное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, которые соединяются одиночным союзом И, поэтому запятая не нужна).

Осложнённое списывание 4.

(1)… В середине великого поста наступила сильная оттепель, хотя солнце редко появлялось из – за туч… (2) Снег быстро начал таять, и везде показалась вода*. (3) Приближение весны в деревне произвело на меня раздражающее впечатление, когда пытаеш.. всё осознать. (4)Я чувствовал никогда не испытанное мною волнение, почти гореч.., раздражение и следил за каждым шагом весны, а он был просто чарующ.. (5) Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в низинках рощ.., и, проходя сквозь забор, уже показывалась вода, которая сплош.. покрыла капустные грядки в нашем огороде. (6)Все замечалось мною наиболее точно и внимательно, а каждый шаг весны был так могуч.., что принимался как полная её победа!

(По С.Т. Аксакову)

Для родителей

1.Правописание Ь знака после шипящих и его отсутствие в разных частях речи. Ь НЕ пишется в существительных 1 и 2 склонения (из – за туч, в низинках рощ), в кратких прилагательных (чарующ, могуч). Ь знак пишется в существительных 3 склонения (горечь), в глаголах 2 лица ед.ч. (пытаешься), в наречиях, кроме слов исключений: замуж, уж, невтерпёж (сплошь).

2. Найдите в тексте прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степенях сравнения. Графически обозначьте морфемы, образующие степень сравнения, и расскажите о том, как они образуются. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов ЕЕ, Е, ШЕ (ширЕ, длиннЕЕ, полнЕЕ), составная превосходная – с помощью слов НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ ( НАИБОЛЕЕ точно и внимательно).

3. Самостоятельно найдите в тексте слова с любой орфограммой, известной вам. Объясните её написание, совершите проверку.

4. Выполните синтаксический анализ 2 предложения. Предложение состоит из двух простых (снег начал таять и вода показалась), они соединяются с помощью союза И, перед которым ставится запятая. Предложение сложносочинённое.

Желаю удачи! С уважением, Л.Г.