В преддверии дня распространения информации об аутизме я в этот раз подумала о том, что одна основных идей этого дня - это формирование толерантности, терпимости к людям с расстройствами аутистического спектра.
Каждому из родителей и каждому из работающих с их ребёнком педагогов однажды пришлось впервые столкнуться с особым ребёнком и начать формировать свою личную толерантность к особому детству. Понять и принять, что все дети разные и что к этому конкретному ребёнку надо относиться, как к ребёнку, а не как к особенному.
И вот, когда кажется, что мы уже постигли эту самую толерантность, порой мы сталкиваемся с суровой действительностью нашего нетолерантного общества, нетерпимого и иногда даже агрессивного к необычному и странному поведению таких особенных детей с аутизмом. На этой почве так много конфликтов разгарается и в жизни, и в интернет пространстве.
А мы сами, защитники детей с РАС, педагоги и родители, толерантны?
В моем сознании недавно совершенно неожиданным и потрясшим меня образом сложился пазл, вот его кусочки. Это несколько историй из жизни, подслушанных мной:
🧩 Мы хотим, чтобы люди с РАС имели возможность полноценно жить в обществе. Но некоторые из нас (и педагогов, и родителей) не хотят дать возможность ребёнку с таким диагнозом в сочетании с интеллектуальным отставанием получить максимум возможностей в специальных условиях и по специально разработанным программам коррекционных школ со специально подготовленными учителями, а ратуют за псевдоинклюзию в обычную школу, где учитель не знает, что делать с ребёнком, а ребёнок испытывает ужас от непонимания происходящего, отчуждения одноклассниками и иногда учителями. Но он должен быть счастлив - он же на равных со всеми. На равных ли?
🧩Мы хотим, чтобы дети с РАС учились вместе с норматипичными или более сильными по программе сверстниками, вместе с обычными детьми гуляли на площадках и занимались в кружках. И вместе с тем в классах специальных (коррекционных) школ или коррекционных классах, к сожалению, часто случаются истории, когда родители учеников объединяются против кого-то из одноклассников своих детей и просят вывести его из класса, потому что он своим поведением мешает другим учиться.
🧩 Нас возмущает, когда ребёнка пытаются перевести на индивидуальное обучение или предлагают сменить садик/школу. Но если в семье ребёнка с аутизмом воспитывается норматипичный брат или сестра, на которого вся надежда на воплощение родительской мечты, то порой, хочется, чтобы ему ничто не мешало в обучении, ни поведение одноклассников «со странностями», ни отвлечение учителя на ученика с отставанием в развитии, которому требуется особое внимание и больше разъяснений.
🧩 И наконец история, всех нас дружно проверившая. А если в школу к особому ребёнку придёт такой же учитель с особенностями, коммуникативными, мыслительными, нет, не умственно отсталый (он же с высшим образованием), но все же со своеобразным мышлением, с трудностями социального взаимодействия? Проявят ли к нему снисходительность родители учеников? А коллеги? Согласны ли будут на то, чтобы не такой, как все человек учил детей, к которым в их взрослом будущем, в наших мечтах, будут терпимы окружающие люди? Если вы не знаете ответы на эти вопросы, я знаю: жизнь показывает, что нет. И педагоги, и родители будут против.
Толерантны ли мы, ближе всех оказавшиеся к особым детям?
Есть, о чем задуматься…
spectv #рас #аутизм #дети #аутизмпобедим