Найти в Дзене

Воскресенская церковь в Ашитково и ее храмоздатель Платон Балашов

Ашитково исторически относилось к приходу древнего Николо-Нерского погоста бывшей Гвоздинской волости. В 1878 году на средства купца Платона Балашова в Ашитково была построена своя каменная церковь, которая сохранилась до нашего времени. История прихода связана с именами местных фабрикантов Павловых и Беляевых, а также графа Александра Николаевича Ламздорфа, который в середине XIX века построил в Ашитково усадьбу. Ближайшая железнодорожная станция Ашитково в 1929 году была переименована в Виноградово в честь революционера С. И. Виноградова – сына священника Иоанна Виноградова. В переписных книгах 1677 года сохранилась запись о деревянной церкви Николая Чудотворца на Николо-Нерском погосте: По переписным книгам Чудова монастыря уставщика Моисея прибыла вновь (в ведение Патриаршего приказа) церковь Николая Чудотворца, что на погосте, на речке Мерзке, из Коломенской епархии. Этот погост находился примерно в пяти километрах от Ашиткова на другом берегу реки Нерской в Расловлево. Никольска
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Ашитково исторически относилось к приходу древнего Николо-Нерского погоста бывшей Гвоздинской волости. В 1878 году на средства купца Платона Балашова в Ашитково была построена своя каменная церковь, которая сохранилась до нашего времени. История прихода связана с именами местных фабрикантов Павловых и Беляевых, а также графа Александра Николаевича Ламздорфа, который в середине XIX века построил в Ашитково усадьбу. Ближайшая железнодорожная станция Ашитково в 1929 году была переименована в Виноградово в честь революционера С. И. Виноградова – сына священника Иоанна Виноградова.

В переписных книгах 1677 года сохранилась запись о деревянной церкви Николая Чудотворца на Николо-Нерском погосте:

По переписным книгам Чудова монастыря уставщика Моисея прибыла вновь (в ведение Патриаршего приказа) церковь Николая Чудотворца, что на погосте, на речке Мерзке, из Коломенской епархии.

Этот погост находился примерно в пяти километрах от Ашиткова на другом берегу реки Нерской в Расловлево. Никольская церковь 1767 года постройки с приделами мучеников Флора и Лавра, Смоленской иконы Божией Матери и Сошествия Святого Духа существовала вплоть до середины XX века. В 1940-е годы этот храм сильно пострадал от удара молнии, а к 1956 году был полностью разобран. В это же время была взорвана кирпичная колокольня.

-2

В начале XIX столетия деревней Ашитково владел лейб-медик царя Павла I Иван Филиппович Бек. Его сын Александр Иванович Бек построил каменную церковь Рождества Христова в соседнем селе Михалеве. Во второй половине XIX века зять А.И. Бека гофмейстер граф Александр Николаевич Ламздорф решил построить собственную усадьбу, но не в Михалеве, а в другом месте той же Гвоздинской волости – в Ашиткове. Двухэтажный усадебный дом начала XX века и два флигеля сохранились до сих пор. Эти исторические здания находятся за забором частной территории.

В 1878 году на средства местного фабриканта Платона Ивановича Балашова был построен ныне сохранившийся Воскресенский храм в Ашитково. О Платоне Балашове будет рассказано подробнее позже. В заметке Московских церковных ведомостей 1902 года мы узнаем, что попечителями нового храма были также богатые крестьяне села Ашиткова братья Тимофей Трифонович и Адриан Трифонович Павловы. Большие каменные надгробия крестьян Павловых до сего дня сохранились на погосте у Воскресенской церкви с южной стороны.

23 февраля 1902 года на колокольню церкви села Ашитково торжественно подняли благовестник весом около двенадцати тонн. Колокол отлили на заводе знаменитых братьев Самгиных на средства благотворителей братьев Павловых. Благовестник был доставлен из Москвы поездом к станции Ашитково (Виноградово) и при участии железнодорожников выгружен на заранее приготовленные сани. При большом стечении богомольцев сани подвезли к Воскресенской церкви.

-3

На следующий день была отслужена утреня и чин освящения колокола. После поднятия благовестника на колокольню последовала литургия и трапеза. В этих приходских торжествах села Ашиткова участвовали священники из церквей соседних сел Бронницкого уезда, благотворители Павловы, граф А. Н. Ламздорф и сам Д. А. Самгин, на заводе которого был отлит этот колокол.

Заметка Московских церковных ведомостей свидетельствует о широкой благотворительной деятельности братьев Павловых:

Упомянутые жертвователи – крестьяне села Ашиткова Тимофей Трифонов и Адриан Трифонов Павловы много жертвуют не только в свой местный храм, но и в соседние храмы на освещение храма, утварь, облачение, на сооружение икон. В прошлый год ими пожертвованы в местный храм довольно ценные серебряно-вызолоченные ризы на св. иконы Иерусалимской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и св. великомученика Пантелеимона, ценностию до семи тысяч рублей.

В торжествах по случаю поднятия благовестник на колокольню ашитковской церкви участвовал владелец усадьбы граф Александр Николаевич Ламздорф, названный в заметке "всеми уважаемым местным владельцем". В 1898-1902 годах граф Ламздорф был попечителем церковно-приходской школы в соседней деревне Губино, которую он открыл совместно с благотворителями братьями Беловыми. Вскоре после описываемых событий 14 ноября 1902 года Александр Николаевич скончался в своем имении Ашитково. Его тело было погребено в Санкт-Петербурге.

Александр Николаевич Ламздорф происходил из дворян Курляндской губернии. В 1863 году Ламздорф уволился с военной службы и через несколько лет стал почетным опекуном и пожалован чином гофмейстера. С 1872 по 1881 годы он был начальником Дворцового управления в Москве, а последние годы жизни провел в Ашитково, где занимался устройством лесного и сельского хозяйства.

Супруга графа Ламздорфа Мария Ивановна (урожденная Бек) приходилась ему троюродной сестрой, и была отдана замуж в возрасте восемнадцати лет. Сергей Дмитриевич Шереметев так описывал характер графини М.И. Ламздорф:

Она была и привлекательна, и даровита; разговор ее отличался блеском; но было в ней нечто иное – лучшее. Все существо ее было олицетворением невыразимой прелести. В ней жил, и мыслил, и чувствовал тот потаенный сердца человек (1 Петр. 3, 4), о котором говорит Апостол.

Поэт Петр Андреевич Вяземский посвятил Марии Ивановне множество стихов, которые в конце XIX столетия вышли отдельным сборником. Последние годы графиня Ламздорф жила за границей и скончалась в Женеве в 1866 году в возрасте 27 лет.

В 1929 году одноименную станцию Ашитково Рязанской железной дороги переименовали в Виноградово в честь убитого в 1905 году революционера Сергея Виноградова. По иронии, Виноградов – это фамилия семинарская, ее носили представители духовного сословия.

-5

Сергей Виноградов родился в семье подмосковного священника Иоанна Виноградова, учился в Коломенском духовном училище, поступил в семинарию, но вскоре был исключен. Виноградов не стал как его отец священником, а поступил железнодорожным служащим, работал на станциях Рязанской железной дороги. В 1905 году, будучи начальником станции Ашитково, собрал отряд из местных крестьян и руководил им во время Декабрьского восстания в Москве.

19 декабря 1905 года полковник Риман с отрядом солдат Семеновского полка выехал из Голутвина в Ашитково, чтобы казнить предполагаемых участников декабрьских антиправительственных выступлений: начальника станции Сергея Виноградова, помощника Бунина и почтового чиновника Алексея Еремеева. Все трое были арестованы и расстреляны без суда недалеко от станции в лесной полосе.

Священник Иоанн Виноградов тяжело переживал гибель сына, хотя и считал его виновным. Больше смерти собственного сына его потрясла расправа карателями Семеновского полка над невиновными людьми недалеко от станции Голутвин, выстрелы которых он случайно услышал накануне после церковной службы.

Вот что священник рассказывал впоследствии корреспонденту:

Выстрелы я слышал накануне, когда в церкви кончал свою вечернюю молитву. Именно в этот момент расстреляли этих невинных, несчастных людей. Тогда мне стало так тяжело, так страшно перед Богом и людьми, что пролита чистая, невинная кровь <…> Когда к вечеру того же дня я узнал по телеграфу о таковом же расстреле моего родного любимого сына, Сергея, в Ашиткове, я не был так глубоко потрясен <…> я слышал, что он был виновен. Я пожалел его, погоревал о невозвратимой утрате, но не был так убит и удручен, как известием о расстреле невинных – Надеждина и Шелухина.
Платон Балашов. Фото предоставлено потомком купца Николаем Балашовым
Платон Балашов. Фото предоставлено потомком купца Николаем Балашовым

Храмоздатель Ашитковской церкви Платон Балашов происходил из семьи торговых людей, известной еще с петровских времен. Предок Балашова по имени Герасим однажды ночью выехал из Ашитково в Москву. Около деревни Хрипань в сумерках он увидел такую сцену: два злодея душили путника. Герасим в одиночку схватил и связал разбойников, и оказалось, что спасенный им несчастный путник был богат и фамилия его была Балашов. В награду за свое балгодеяние Герасим не взял денег, а только просил фамилию. Так он и его потомки стали Балашовыми. В Ашитково он стал единственным крестьянином у имелась фамилия.

До 1871 года семья Балашовых вела общее хозяйство, однако в 1871 году появился покупатель на землю и дом – граф Ламздорф. Кроме того, в семье пошел разлад. В итоге семья Балашовых разделилась сразу на пятнадцать хозяйств, которые расселились вдоль центральной улицы села Ашиткова.

Некоторые семьи после раздела смогли подняться, в частности семьи двоюродных братьев Платона Ивановича и Василия Артемовича. Платон большую часть своих денег вложил в строительство для жителей села Ашиткова, деревень Губино и Щельпино Воскресенского храма.

Платон Иванович был набожным человеком, а осенью того же 1871 года случилось событие, побудившее его к мысли о постройке церкви в Ашиткове – его престарелый отец скончался без причастия. Капитального моста через реку тогда не было, на лето ставили временный мостик, так называемые лавы. Твердый лед на реке Нерской еще не установился, и священник из Никольской церкви не смог вовремя добраться до умирающего. Тогда-то Платон Иванович по легенде и поклялся построить храм в самом Ашиткове.

Кроме того, как человек совестливый, Платон Иванович считал, что семья не вполне справедливо поделила имущество в его пользу. Избыточные деньги он хотел потратить не на себя, а на общественные нужды. Это, наверное, было не менее важным мотивом, чем клятва, данная при смерти отца.

-7

Начиная с 1874 года, Платон Иванович начал реализовывать свою задумку: заказал проект новой церкви у архитектора В. О. Грудзины, отправил его на согласование в консисторию. Строительство затягивалось, а денег стало не хватать. Известный купец и меценат Никифор Михайлович Бардыгин дал Платону Ивановичу крупную сумму в долг. В долговом векселе сроки уплаты не были указаны, а на словах договорились, что Платон их вернет, когда сможет. Но в 1901 году Никифор Бардыгин умер, а его сын Михаил через суд предъявил вексель к оплате. У Платона Ивановича наличных денег не оказалось, поэтому пришлось продавать дело. Так что Балашов Платон Иванович закончил жизненный путь в бедности.

Платон Иванович Балашов завещал похоронить себя у построенной им церкви около Иверского придела. Считается, что Платона Ивановича действительно похоронили по его завещанию с южной стороны храма. В 2008 году по инициативе священника над могилой Платона Балашова была установлена надгробная плита и мемориальная доска на стене церкви.