Найти тему
Другое мнение

Азербайджан подливает масла в огонь в Карабахе

Пока российские миротворцы отвлекаются на спецоперацию, армянские активисты, духовенство и официальные лица спорят о том, как лучше защитить древние церкви и права человека в Арцахе.

Армяне Нагорного Карабаха, страдающие от низких температур во время долгих зимних холодов в горах Кавказа, в этом месяце не имели отопления в течение трех недель. «Неисправность», по заявлению азербайджанской государственной энергораспределительной компании, в настоящее время устранена. Нечасто техническое обслуживание трубопровода вызывает международное беспокойство.

Европейский союз и Freedom House призвали к скорейшему возобновлению поставок, чтобы предотвратить гуманитарный кризис. Более 100 000 жителей оспариваемого анклава зависят от армянского природного газа, который проходит через территорию Азербайджана.

Нагорный Карабах, который армяне называют Арцахом, находится в пределах международно признанной территории Азербайджана. Армяне обвинили Азербайджан в преднамеренном срыве, недопущении ремонта и установке нового клапана, с помощью которого они могут перекрыть подачу газа по своему желанию.

Защищенный армянами при поддержке армянских вооруженных сил после распада Советского Союза, Арцах добивался независимости в течение трех десятилетий, контролируя при этом шесть буферных зон на обезлюдевших азербайджанских землях. Переговоры не привели к разрешению спора, пока в 2020 году Азербайджан не начал 44-дневную войну, в результате которой были возвращены значительные территории. Прекращение огня при посредничестве России положило конец активным боевым действиям.

Однако стычки продолжаются, и Азербайджан обвиняет в подстрекательстве Армению. В ноябре прошлого года Армения заявила, что азербайджанское вторжение заняло 15 квадратных миль суверенной территории. «Christianity Today» вела репортаж с одной из освобожденных в то время буферных территорий.

За месяц до вопроса о трубопроводе — когда внимание всего мира было приковано к Украине — Россия официально обвинила Азербайджан в нарушении условий прекращения огня. Наблюдатели зафиксировали как минимум четыре случая обстрела армянских сел. Сообщается, что трое солдат были убиты азербайджанским дроном; другой был застрелен солдатом через границу.

После многих лет господства в Нагорном Карабахе поражение, понесенное в войне, заставило армян опасаться геноцида. Победивший президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал экономически развивать регион и относиться к армянам как к равноправным гражданам. Недавнее поведение заставляет многих усомниться в этих обещаниях.

«Они сегодня открыто не могут идти на полномасштабную войну, так как здесь размещены российские миротворцы», — заявил армянский журналист. «Поэтому они делают все, чтобы нарушить нормальную жизнь и заставить людей покинуть родину».

Но это выходит за рамки «Арцаха»

Чтобы подчеркнуть свой суверенитет над регионом, Азербайджан распорядился, чтобы название «Нагорный Карабах» больше не использовалось. Армяне видят в этом стирание культурного наследия их нации.

Монастырь Дадиванк 9 века, называемый в Азербайджане Худаван, теперь занят кавказской албанской сектой, несуществующей православной сектой, восходящей к удинам, крошечной группе христианского меньшинства, которая существует и сегодня. Священники из этой недавно возрожденной церкви были назначены для управления монастырем, а несколько других мест отправления культа не связаны с их армянским происхождением.

После войны Армянская Апостольская церковь создала отдел по сохранению своих исторических церквей на территориях, перешедших из рук в руки. Отслеживая спутниковые снимки и каналы социальных сетей Азербайджана для документирования нарушений, департамент также отслеживает случаи отказа паломникам в доступе к когда-то действующим религиозным объектам.

«Мы обращаемся к международному сообществу и сообщаем им факты», — сказал Гарегин Амбарцумян, начальник Управления по сохранению культурных и духовных ценностей Арцаха. «Мир должен знать правду».

Апостольский священник Амбарцумян работает с такими учреждениями, как ЮНЕСКО, которой Азербайджан до сих пор не предоставил доступ для проведения расследований на оспариваемые территории. Он информирует широкую армянскую диаспору, которая играет активную роль в лоббировании иностранных правительств. И отчеты его ведомства также поступают в правительство Армении, юристы которого определяют наилучший курс действий.

Международное возмущение привело к тому, что в прошлом месяце Азербайджан отказался от участия в объявленном комитете по удалению предполагаемых армянских подделок из исторических церквей. Армения также добилась предварительного решения Международного суда, призывающего Азербайджан предотвращать и преследовать в судебном порядке случаи вандализма и осквернения.

Но достаточно ли этого?

Некоторые армяне выдвинули спорную идею исправительного отделения, теорию международного права, согласно которой нация теряет право на территорию, если она угнетает местное население. В качестве примера иногда приводят Бангладеш (из Индии) и Косово (из Сербии). Правовая стратегия рассматривается на самом высоком уровне.

«Когда жизнь народа в более крупном сообществе больше невозможна из-за экзистенциальной угрозы, — сказала депутат парламента Армении Мария Карапетян, — единственный способ обеспечить его существование — это отделение, жить как отдельное образование».

Хотя эта идея не была принята в качестве официальной политики, Карапетян, также англоязычный представитель партии «Гражданский договор» премьер-министра Никола Пашиняна, заявила, что Арцах с самого начала был вопросом прав человека. По ее словам, в 1991 году референдум о независимости был одобрен подавляющим большинством голосов на фоне бойкота его азербайджанским меньшинством и встретил резкое неприятие со стороны властей.

В течение следующих трех лет последовали взаимные этнические зверства, когда тысячи людей были убиты и более 1 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома.

С тех пор общая стратегия достижения мира, хотя так и не принятая, заключалась в том, чтобы армяне обменяли территории буферной зоны на предоставление Азербайджаном особого статуса и даже независимости Нагорному Карабаху. Война 2020 года аннулировала этот вариант.

Сегодня партия «Гражданский договор» придерживается необходимости переговоров, настаивая при этом на формальной демаркации границ и выводе вооруженных сил с линии фронта. Коммуникации должны быть возобновлены с Азербайджаном, что может открыть пути для торговли.

До этого события в декабре Карапетян отверг обещание Алиева интегрировать армян Нагорного Карабаха, назвав его «сказкой». Но Пашинян по-прежнему надеется на решение путем переговоров и объявил о встрече с Алиевым на следующей неделе, чтобы сгладить шаги к возможному мирному соглашению.

Другие ищут стратегию вмешательства

Священнослужители на конференции Амдарзумяна в сентябре прошлого года услышали геополитическое обоснование. Принцип «Ответственность по защите» (R2P), принятый Организацией Объединенных Наций в 2005 году, направлен на то, чтобы международное сообщество никогда больше не препятствовало предотвращению военных преступлений и этнических чисток, таких как геноцид в Руанде в 1994 году.

«Если вы можете представить уничтожение культурного наследия как военное преступление, — сказала Шейла Пайлан, юрист-международник, — то нет никаких причин, по которым мы не можем продвигать принцип R2P».

Это оправдано, считает армянский аналитик Эрик Акопян. В начале 2000-х годов Азербайджан уничтожил тысячи богато украшенных погребальных хачкаров в Нахичеване, стерев исторический памятник армян.

По его словам, единственными сопоставимыми современными прецедентами являются снос талибами статуй Будды, нанесение ущерба Исламскому государству Пальмире и осквернение китайским правительством уйгурских мечетей.

«Это лига, в которой находится Алиев», — сказал Акопян. «Вы имеете дело с государством, которое систематически уничтожает культурные объекты в Европе».

Но вне зависимости от статуса Нагорного Карабаха многих армян волнуют просто условия перемирия. Пункт 9, последний из перечисленных, призывал к разблокированию всех экономических и транспортных путей.

Хотя в соответствии с мандатом Пашиняна, ключевая заявка относится к южному коридору, соединяющему несмежный Нахичевань с остальной частью Азербайджана. За ним будут наблюдать российские миротворческие силы, которые в настоящее время контролируют Лачинский коридор между Арменией и Нагорным Карабахом.

Эту идею поддержала Турция, где президент Реджеп Тайип Эрдоган видит в ней способ соединить весь тюркский мир. Армения — единственная преграда. Предлагаемый коридор будет проходить через суверенную территорию Армении, и это смущает некоторых жителей.

«Если они собираются взять мою деревню ради мира, это уже не мир», — сказал Ален Аведисян, который живет недалеко от Мегри, в 230 милях к юго-востоку от Еревана на иранской границе. «Эрдоган хочет быть Саладином, правящим от Средиземноморья до Китая».

Учитель истории и отец трех дочерей, он вспомнил день тридцатилетней давности, когда бежали 12 азербайджанских семей из его села. Армяне со слезами на глазах помогали им грузить вещи в грузовики. Оставшиеся жены сменили свои азербайджанские имена.

Его провинция Сюник, также известная как Зангезур, имеет ширину всего 25 миль в самом узком месте. В январе 2021 года был сформирован совместный армяно-азербайджанско-российский комитет для открытия маршрутов в соответствии с соглашением о прекращении огня, но прогресс был незначительным.

Алиев пригрозил взять его силой, если потребуется. Но его риторика идет дальше. Он выделил Зангезур как исконную землю азербайджанцев, на которую они обязательно «вернутся». Он даже назвал Ереван «политической и стратегической целью», к которой азербайджанцы «должны постепенно приближаться».

Некоторые аналитики утверждают, что такая формулировка предназначена для того, чтобы дать Азербайджану внутреннее пространство для переговоров по Нагорному Карабаху или Лачину, чтобы «обменять» эти исторические претензии на любое будущее урегулирование.

«Нам нужна связь, а не земля», — сказал Мубариз Гурбанлы, председатель Государственного комитета Азербайджана по религиозным объединениям, когда в декабре его спросили о Зангезуре. «Мы признаем границы друг друга».

Но для многих армян заявления Алиева доказывают, что проблема гораздо глубже, чем трубопровод.

И вне зависимости от того, лежит ли решение в переговорах, лоббировании, арбитраже или даже исправительном отделении, им ясно, что Нагорный Карабах должен стать международным вопросом.

«Со всем, через что мы сегодня прошли в мире, мы должны покончить с войной», — сказал Аведисян. «Но малые страны находятся в руках больших стран, а большие страны должны играть свою роль во имя мира».

-2

Оформить карту Альфа Банка и получить 1000 рублей

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц