Найти тему
Таксовед

Ситимобил, вспомним напоследок...Реквием по крупной копии агрегатора № 1.

Ситимобил, что с ним было не так или почему он «не выжил»!? Реквием по крупной копии агрегатора № 1.

Фото из открытых источников. Когда-то и выбор машин был..
Фото из открытых источников. Когда-то и выбор машин был..

В такси может оказаться каждый…

Добрый день, уважаемые читатели моего канала!

Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители! Совсем скоро агрегатор № 2 в лице Ситимобил окончательно и бесповоротно прекратит всю деятельность на рынке такси. В этой статье хотел бы сделать краткий анализ этой ситуации, ответить на вопрос почему это произошло и что нас всех может ожидать…

Итак, повторюсь, до не давнего времени на рынке такси московского региона, да и всей России присутствовали несколько ключевых агрегаторов. Озвучим их поименно – ЯндексGo, Ситимобил, Максим, Gett, Таксик и РБТ (Российская биржа такси), не так давно на рынке появился новый игрок – InDriver.

В предыдущих статьях я делал достаточно подробный отчёт об этих агрегаторах, повторяться не буду. Но кратко скажу, что серьёзными «игроками» были лишь некоторые из них.

Что же из себя представлял Ситимобил, как он появился и почему решил покинуть это поприще!?

Многие пользователи начали узнавать об этой платформе лишь относительно не давно, во всяком случае гораздо позже, чем об Яндекс или Убер такси. На самом деле Ситимобил сделал достаточно большой прорыв, когда в 2007 году вышел на рынок и представил собственную электронную платформу для заказов такси. Тогда это был действительно прорыв, потому что такое распределение заказов было прогрессивно и более удобно как для водителей, так и для пассажиров.

Водитель реально получил максимально близкий заказ или мог выбирать предварительный. При этом пассажир получал машину достаточно быстро. При заказе машины через диспетчерскую, которые существовали на тот момент, минимальное время подачи составляло от 30 минут, а реально могло доходить до часа и более. Зачастую диспетчер был заинтересован не в удовлетворении потребностей пассажира, а работая «напрямую» с водителем, больше заботился о собственной прибыли... Кроме этого Ситимобил имел определённое количество корпоративных клиентов, т.е. сразу работал в нескольких направлениях этого бизнеса. При этом пассажиры имели возможность сделать заказ как через приложение, так и по телефону, чего, кстати, изначально не было у Яндекса. Техническая поддержка была более чем адекватна и реально реагировали на те или иные ситуации, которые возникали как у пассажиров, так и у водителей. Я считаю, что на тот момент это был реально лучший сервис, который пошёл гораздо дальше своих конкурентов, которые в лучшем случае ограничивались рекламой лишь на «шашках» такси с указанием номера телефона или названием «фирмы».

Подключение изначально происходила только в «головном» офисе на Архитектора Власова, но очень напоминало систему приёма и тестирования, которую потом использовал Яндекс. Надо сказать, что реальные доходы у водителей, которые в то время сотрудничали с сервисом, были выше остальных. Кстати, расчёт стоимости поездки происходил не «в ручном» режиме, как у остальных «диспетчерских», а через таксометр. В общем, это был реально передовой и прогрессивный на тот момент сервис по заказу такси. Кстати, водителями были только лица славянской внешности либо этническими армянами (всё таки учредители были армяне).

Судя по дальнейшему развитию событий экономическая модель была выбрана на тот момент не правильно. Очень похоже на то, что компания, заняв свою нишу, посчитала, что и так всё будет хорошо и, как результат, застопорилась в своём развитии. Изначально было видно, что система мотивации водителей отсутствовала как таковая… «Золотое время» для развития этого бизнеса было упущено.

Но нет ничего вечного или кто не идёт вперёд, тот идёт назад! С приходом Яндекса какое-то время всё шло по инерции, думаю и финансово компания «чувствовала» себя достаточно хорошо. Но у Яндекса была очень грамотно выстроена бизнес-модель, похоже, что ребята изначально знали, чего они хотят и как этого достичь! Поэтому, кроме вытеснения многочисленных «парков» и «диспетчерских» Яндекс начал забирать потенциальных клиентов Ситимобил. Думаю и здесь был допущен организационный просчёт. Нужно было, как минимум, сосредоточиться на брендировании собственных автомобилей и путём фотоконтроля отсеивать тех, кто начал брендироваться в Яндекс и Убер. Как бы то нибыло, но никаких реальных действий со стороны топ-менеджмента Ситимобил предпринято не было. Очень быстро настало время, когда потенциальные клиенты перешли в Яндекс-Убер и Ситимобил оказался в положении обычной «диспетчерской», которую неминуемо ждала стогнация и разорение… Последней попыткой сохранить годами наработанные позиции и клиентов стал факт перехода на фиксированную стоимость поездки, но и то это было сделано после Яндекса! Водители Яндекса «катали» заказы «Сити», а следовательно пришли многочисленные мигранты и «понаехавшие», которые не знали города и жили в машине. Поэтому сохранить клиентов, которые готовы были переплачивать за комфорт, Ситимобил также не сумел… Кроме этого, карты 2ГИС и Google были очень слабые, а с геолокацией проблему до сих пор так и не смогли решить. Всё, дальше дни компании были сочтены!

Последний шаг с точки зрения собственников был сделан исключительно правильно. Чтобы не потерять всё, что было нажито непосильным трудом, компанию просто продали. Я не затрагиваю финансовые показатели и результаты, пусть их оценивают соответствующие органы и сами бывшие владельцы, но именно для собственников это был единственный правильный выбор. Время было безвозвратно потеряно!

Изменение политики компании в 2019 году стало заметно сразу по водительскому приложению. Если раньше использовался обычный разговорный язык, то тут чувствовалась «рука профессионала», поэтому о произошедших изменениях я лично понял сразу, до официального объявления.

Настали «золотые» время и для водителей, и для пассажиров… Демпинг был «жёсткий» и для тех, и для других. В результате пассажир платил мало, а водитель получал много. Кстати, до последних дней минималки в Сити были хоть чуть-чуть, но больше…

«Золотым» это время можно назвать и потому, что Яндекс сразу почувствовал конкуренцию и мгновенно на это отреагировал. На тот момент акций типа «сделай столько поездок и получи столько денег» было предостаточно! В выигрыше были, повторюсь, и пассажиры, и водители. Кроме этого, работая в двух приложениях можно было наблюдать, как появившееся новшество в одном, сразу же появлялось в другом. В принципе, думаю, что это был достаточно длительный период конкурентной борьбы, который продолжался около полугода-года, но и в этот раз Яндекс жёстко переиграл Ситимобил.

Не берусь судить, что было сделано изнутри, но снаружи это было хорошо видно. Первой и очевидной проблемой стали опять таки карты навигации и работа геолокации. Всё это у Яндекса было на порядок выше, но главным я думаю, стало другое. В самом начале вхождения на рынок такси в новой формации и в новых условиях Ситимобил не привнёс ничего нового и интересного ни для пассажиров, ни для водителей. Судя по всему и финансовая стратегия была выбрана неправильно. Если Яндекс отказался полностью от «оформления» водителей и перевёл это на дистанционный режим или через партнёров, то Ситимобил начал открывать по Москве многочисленные офисы для водителей, а подключиться можно было или через партнёров или «вживую». Эта ситуация так и не изменилась до последних дней, пока не было объявлено о прекращении деятельности Ситимобил.

В общем, подводя итог работы этого агрегатора, можно сделать вполне закономерные выводы, что для успешного ведения бизнеса одних лишь «шальных» денег явно недостаточно. Как тут не вспомнить институтский курс «Предпринимательство», где с первых же дней четко объясняют, что для успешного ведения бизнеса нужна предпринимательская идея. Классика жанра, как бы не ругали Яндекс, но у него эта идея есть, а Ситимобил стал лишь слабой копией ведущего агрегатора страны.

Какой-то период времени в Ситимобил стало сложно подключиться с оклейкой Яндекс, но наступила пандемия и этот период времени стал для Ситимобил началом конца. Я не беру официальную статистику, но и так было видно, что «Сити» потерял и так не многочисленную армию своих водителей. Машин стало гораздо меньше и это создавало проблемы и для водителей, и для пассажиров. Одни долгое время не могли получить заказ, а другие жаловались на неадекватные цены с учётом повышающих коэффициентов!

И вот наступил февраль 2022 года – это уже был «последний гвоздь» и окончательный приговор для копии агрегатора № 1. При этом, если бы концепция и стратегия Ситимобил не поменялась, то она всё равно была обречена на провал.

rbk.ru Фото из открытого источника. Как тут не вспомнить слова песни "Нет я не плачу, я не рыдаю..."
rbk.ru Фото из открытого источника. Как тут не вспомнить слова песни "Нет я не плачу, я не рыдаю..."

Совершенно очевидно, что модель InDriver гораздо более прогрессивна и инновационна. Этот агрегатор даже не демпинговал, он просто не брал комиссию определённое время, но плотно занял свою нишу, потому что предложил совершенно другую модель заказа такси. Кто пользовался их услугой, тот сразу поймёт о чём идёт речь… Тот же самый Максим, который не хватает «звёзд с неба», но со своей моделью также занимает определённый сегмент рынка…

Что же всем нам ждать от этого события!? Если честно, я думаю, ничего сильно заметного и существенного не произойдёт ни для пассажиров, ни для водителей. Пассажиров, которые пользовались только Ситимобил не так много. В основном люди либо выбирали где дешевле, либо что есть поблизости. Лишь не большой процент принципиально отказался от Яндекса, не понимая, что зачастую – это одни и те же водители. Пострадают лишь только те, у кого автомобили брендированы этим агрегатором, хотя их процент не слишком велик (В Москве лишь один парк полностью работал с Сити). Придётся снять одну рекламу и наклеить другую, ну и чуть-чуть раскошелиться, ведь оклейка у Яндекса платная и реальных выплат за неё нет. Но этот процесс гораздо менее затратный и проблемный, чем переучиваться сотрудникам Шереметьево, например.

Так что, повторюсь, никаких серьёзных изменений на рынке такси, я лично, с уходом Ситимобил не связываю. Считаю, что гораздо большие потрясения могут быть связаны со снижением общего количества поездок, удорожанием стоимости приобретения и содержания автомобиля, а никак не с количеством копий того или иного агрегатора!

А что вы думаете по этому поводу? Хотелось бы услышать мнение водителей, в том числе и тех, кто работал только с этим агрегатором!

Спасибо, что дочитали до конца! Всем безопасных дорог, адекватных водителей и воспитанных пассажиров!