Помню, посмотрел я этот фильм и на эмоциях написал гневный обзор. Я был абсолютно не готов к тому, что увидел на экране.
Сегодня же я решил пересмотреть фильм и подробно его рассмотреть, чтобы понять, что он есть и зачем. И, кажется, понял. Режиссёр и сценарист Ахим фон Боррис – пожалуй, не враг и русофоб, а просто немец. Немец со своими стереотипами, причём, умеющий снимать неплохое кино. Да, в фильме не столько ложь, сколько стереотипы немцев о русских а также их представление о том, как бы они вели себя на нашем месте. Значит ли это, что у меня к фильму нет вопросов? О, нет, они до сих пор есть. Но они не к немцам – те могут снимать сами для себя хоть про чёрта лысого, мне плевать. А вот куда смотрели наши актёры, когда согласились принимать в этом участие – очень большой вопрос. И самый главный вопрос к некоему Эдуарду Резнику, который указан в качестве второго автора сценария.
Но, возможно, не все знают, что это за чудесный фильм? Так давайте расскажу.
Где-то на восточном побережье Германии жил рыжий тринадцатилетний мальчишка по имени Петер.
И вот настал май 45-го. По округе разнеслась тревожная весть: «Русские идут!» Всю немецкую армию в их городке представляли три молодых парня, с их слов, остальные разбежались.
Судя по их возрасту, возможно, это были не солдаты, а фольксштурмовцы.
И вот приходят русские. Парнишек они утилизируют на раз-два, так как те пробуют организовать сопротивление. Третий попытался убежать, но был безжалостно застрелен в спину советским снайпером, роль которого сыграл Андрей Мерзликин. Могло ли быть такое на самом деле? Да вполне. Вражеский солдат ведь не сдался. Зачем ждать от него пули из-за угла, если он убежит? Жалко ли зрителю белокурых парнишек? Нам как бы абсолютно не жалко, а немцы – пусть себе жалеют. Жалеют и обязательно думают, почему их молодёжи пришлось умирать.
Петер надевает китель и кепи одного из убитых, берёт автомат и идёт совершать подвиги. Наши солдаты, увидев его, пытаются его догнать, но он успевает юркнуть в усадьбу, в которой расположен детский дом для немецких девочек.
Старшая в особняке – пожилая дама, баронесса, которая говорит по-русски, так как до революции она жила в Санкт-Петербурге. Она объясняет командиру разведчиков (Алексей Гуськов), что мальчик – не солдат, а её племянник.
Гуськов забирает у парнишки автомат, а старшина бьёт "маленького фашиста" по щам.
Как оказалось, Петер тоже вполне сносно говорит по-русски, его этому с какой-то непонятной целью обучила его тётка-баронесса. Вообще, я понимаю, что это необходимо было сделать для сценария, чтобы, во-первых, сделать из мальчика переводчика (хотя разведчики и сами должны были как-то решать эту проблему, всё-таки – разведчики), а во-вторых, мальчик по сценарию должен был подслушать важную информацию, и, если бы он не понимал по-русски, всё бы расклеилось. Так что пусть будет маленьким полиглотом, я разрешаю.
Приезжает какой-то начальник в звании майора и ставит задачу группе Гуськова: всех немцев, которые выйдут на побережье, задержать, разоружить и арестовать. Гуськов возражает, мол – у него всего восемь человек, но майор отмахивается, мол, справишься.
И майор с войсками убывает в неизвестном направлении, причём гогочущая советская солдатня хватает работницу детского дома (ту, что помоложе), затаскивает в кузов грузовика и увозит с собой.
Думаю, всем понятно, с какими целями.
Миф о миллионах испорченных советскими солдатами немок никуда не делся. Не устану повторять: я понимаю, что были факты как насилия, так и «встреч по обоюдному согласию». Но! Это было незаконно, так как по Советской Армии был издан приказ, запрещающий подобные контакты с местным населением. А так как нам рассказывают, что в советском обществе в то время доносчик сидел на доносчике и доносчиком погонял, становится очевидно, что все факты таких взаимоотношений те, кто на них отваживался, старались совершать незаметно от всех. Тут же советские бойцы открыто ловят девку, как немцы – курицу в деревне. Враньё? Абсолютное. Специально ли фон Боррис показал такое, чтобы опорочить наших солдат? Возможно, да, а возможно и нет. Просто решил добавить драматизма, так как «всем известно, что русские испортили миллионы…» и так далее.
Наши разведчики показаны вполне себе нормальными людьми. Один из них, «Шмель» из фильма «Заградотряд» - так вообще культурный парень, учился в консерватории и умеет играть на пианино. Правда, при исполнении красивой музыки он некрасиво курит, но простим ему это – эти русские, они такие варвары, хоть и небезнадёжны!
Мальчонку Петера русские загоняют в воду, кидают рядом с ним гранаты, глушат рыбу и заставляют его её собирать.
Потом приходит Гуськов, сердится и даёт понять, что эксплуатировать детский труд нехорошо - мальчик едва не утонул.
Ох уж эти русские, никакой жалости к детям! Ну, хоть кровь для своих солдат у них не выкачивали, и на том спасибо. Что? Кто выкачивал? Ну, там эти... в общем, не будем об этом!
Гуськов находит спрятавшуюся на чердаке немецкую девушку Анну, которая обстригла себе волосы, чтобы придать себе максимально непривлекательный вид.
В тот же день за ужином снайпер Мерзликин пытается облапать симпатяжку, но Гуськов резко обрывает домогательства и заявляет, что девка – его.
После ужина он ведёт морально сломленную Анну в постель, но оказывается, эта постель предназначена для неё одной – благородный Гуськов уходит спать в другую комнату.
Анна, осмелев, заводит отношения со Шмелём-пианистом, мальчик Петер дико ревнует, так как сам влюблён в Анну, которая не воспринимает пацана всерьёз.
Мальчик жалуется Гуськову на то, что Шмель опылил цветок Анны. Гуськов гневно заявляет, что Шмель знает, что у нас делают с насильниками и отправляет музыканта в подвал под арест.
Я вот не пойму – сценаристы в курсе, что насильников наказывали, так зачем же было снимать тот самый первый эпизод с похищением женщины?
На берегу появляются немцы, около ста человек. Они вполне себе вооружены, но воевать не хотят. Также они не желают сдаваться восьми разведчикам, так как рассчитывают уплыть в Данию и там сдаться англичанам. Русского плена они боялись, так как все понимали, что может их ожидать в плену за то, что они творили на территории нашей страны.
Когда за ними приплыл корабль из Дании, наши бойцы отпугнули его выстрелом из пушки. Снаряд, правда, был всего один, но немцы этого не знали. Они хотели было атаковать разведчиков, но Гуськов посадил верхом на пушку немецких детей. Вот тут я не понял – то ли русские подло прикрылись детьми, то ли просто показали, что здесь дети и воевать не нужно. Как бы то ни было, мне этот эпизод не понравился – русские никогда не прикрывались детьми. Мы не какие-нибудь там украинские националисты.
И вот фильм приближается к своей кульминации. 8-е мая, по радио объявляют о капитуляции Германии. Наши бойцы ликуют, стреляют в воздух, обнимаются, смеются и плачут.
Единственный вопрос – почему на улице день?! Возможно, потому что в съёмках фильма принимали участие украинские кинематографисты и настояли, чтобы День Победы был показан именно 8 мая, согласно их выдуманной и переписанной истории? Читаем: «Капитуляция нацистской Германии вступила в силу 8 мая в 23:01 по центральноевропейскому времени (9 мая в 01:01 по московскому времени)». Да, о капитуляции было объявлено действительно 8 мая, только глубокой ночью, почти 9-го.
В усадьбу опять приезжает тот самый отвратительный майор, напивается водки, видит Анну и желает с ней познакомиться поближе.
Гуськов заступается за девушку, майор скандалит, стреляет в потолок. Гуськов прикладывает его лицом о стену, отбирает пистолет, майор плюёт в Гуськова и молча уходит.
Разведчики слышат, как майор приказывает своим солдатам атаковать детский дом, чтобы «показать этим власовцам». И Гуськов готовится к бою! Он говорит разведчикам, что не вправе им приказывать, но все остаются со своим командиром. Все, за исключением Димона «Ошпаренного», который, как и в «Бумере», кинул корешей. Димон поднял руки вверх и пошёл к нашим сдаваться. Но наши взяли и пристрелили его, не успел он до них дойти. Бред? Абсолютный.
Вообще вся сцена – бред. Как должны были поступить разведчики? Отправить Анну куда-нибудь, да хоть к побратымам на берег, а самим сложить оружие и сесть пить чай. Бойцы бы ворвались, ну, может быть повязали бы их, не разобравшись, но все бы остались живы! Но что делает банда Гуськова? Они выставляют в окно «циркулярную пилу Гитлера» (то бишь пулемёт MG-42 и начинают косить ряды советских бойцов!
Справедливости ради, Гуськов кричал "целиться поверх голов", но как там оно вышло на самом деле - кто знает.
А Петер спешит на берег и приводит на помощь немцев! И немцы вместе с разведчиками истребляют победоносную Советскую Армию! Зер гут, Гуськов!
Я знаю, что при дрянной организации могут завязаться бои между союзными подразделениями, Украина в том пример: ВСУ воюют с нацбатальонами, фольксштурм атакует полицию или всё тех же ВСУшников и так далее. Но Советская Армия образца 1945 года – это вам не сброд, наспех вооружённый чем попало. Таких случаев просто не было. Зачем нужно было придумывать такой бред?
Возможно, режиссёр хотел показать братство немецкого и российского народов, интернациональное объединение хороших парней против всего плохого? Ну, что я могу сказать – получилось отвратительно. Ничего, кроме возмущения, этот фильм у нормальных россиян не вызвал. Хоть и снят он очень крепко и смотрится вполне интересно.
Ну и на десерт вот вам фото второго автора сценария, Эдуарда Резника:
Большая просьба - ставьте лайки, Дзен меня за это поощряет!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «4 дня в мае» (2011).
#кино #кино и немцы #галопом по кино