Найти тему
Автотяга

Что будет с ценами на автомобили в 2022 году

Оглавление

В конце февраля международные события окунули нас в новую реальность. Кто-то побежал забирать свои сбережения из банка, кто-то закупать сахар, а кто-то ругал себя, что не купил машину после новогодних праздников. Посмотрим, что произошло с российским авторынком за последний месяц, как изменились цены и подумаем, стоит ли теперь спешить с покупкой авто.

-2

С чем авторынок подошел к 2022 год

В конце 2021 российский авторынок с надеждой просматривал отчеты за год. Все еще боролись со шлейфом ковидных проблем, связанных с логистикой, недостатком полупроводников и остановкой конвейеров. Но после провала в 2020 г. (снижение составило 9,1%), прирост продаж легковых и коммерческих машин в России на 4,3% выглядел обнадёживающим, хоть и было обеспеченно преимущественно успехами первого полугодия. По данным Ассоциации Европейского бизнеса, в 2021 году в России было продано 1666780 автомобилей. На 2022 год АЕБ прогнозировало рост продаж на 3-4%.

И это при том, что цены на отечественные машины за 2021 год взлетели более чем на 20%, а на импортные – почти на 15,5%. На этом фоне позиции китайских автопроизводителей, не таких жадных до диких наценок и не испытывающих столь серьёзных проблем с комплектующими, крепчали.

Несмотря на это, специалисты надеялись на восстановление производства и поставок к концу 2022 года… «если не случится новых катаклизмов».

Рост цен в марте 2022

Но события весны 2022 года внесли свои коррективы. Рост доллара, нарушение логистических цепочек, санкции против РФ и приостановление работы ряда иностранных автопроизводителей обрушило все надежды на то, что автопром в 2022 «выздоровеет».

Рост цен в некоторых дилерских центрах в первые недели конфликта составил до 30%. При этом, по данным РОССТАТА, стоимость автомобилей российского и иностранного производства в первую неделю конфликта с 25 февраля по 4 марта выросла на 17,1% и 15,2% соответственно. Учитывая, что автомобили были закуплены до 24 февраля, ясно, что этот шаг имел скорее эмоциональный характер. Другие продавцы заморозили продажи, честно заявив, что «не знают по какой цене продавать».

В итоге в марте рост цен на легковушки на внутреннем рынке составил 18% для отечественных марок и 19,56% на иномарки.

Факторы роста цен

Причин стремительного роста цен на автомобили несколько. Из основных – санкции и рост курса доллара.

Уже в конце февраля – начале марта ряд автопроизводителей приостановили ввоз автомобилей на территорию России. Среди них Volkswagen, Audi, Jaguar, Land Rover, Volvo, General Motors.

Однако некоторые авто бренды, несмотря на давление ситуации и правительств, признались, что не оставят важный для них рынок. Об этом уже заявили корейские Hyundai, Kia и Genesis. Именно Kia и Hyndai в 2021 году занимали вторую и третью строчку по объему продаж легковушек в РФ, уступив лишь Ладе.

О своем намерении остаться заявили и китайцы (Haval, Chery, Changan и Geely). Haval уже в 2021 году показал прирост почти в 2,5 раза по сравнению с 2020-м, наладил круглосуточную работу завода и снижать эти обороты не собирается.

Противоречивые посылы поступали от японцев. Но они опровергли слухи. В России остались Mazda, Mitsubishi, Suzuki, Nissan и Subaru.

Даже Европа (а это Peugeot, Citroen и Opel) официально выступая за санкции, улаживает там, где приходится, логистические проблемы и продолжает собирать автомобили на заводах в России и завозить комплектующие. Jeep, входящий в один концерн с европейскими марками пока избегает решительных действий по приостановке своей деятельности в РФ. Только Renault заявил о заморозке конвейеров и возможной продажи акций АвтоВАЗа. Но и тут президент Франции делает все, чтобы воспрепятствовать этому, так как Россия – второй по объему рынок продаж Nissan.

Стоить отметить, что покинули рынок преимущественно люксовые модели, стоимость которых превышает 51 тысячу евро. Их продажи в общем объеме не так велики. В том время как объем продаж вышеперечисленных брендов, оставшихся на российском рынке, с учетом российских Лады, УАЗ и ВАЗ составил в 2021 году 1,2 млн, то есть 72,5% от всех проданных за год авто.

Что будет дальше?

Сейчас рост цен замедлился. Некоторые специалисты говорят о 2% в неделю. Однако приостановки продаж, перебои в работе заводов и логистике комплектующих, а также вопрос с микроэлектроникой (напомним, что в США, Японии, ЕС, Тайвани и Республике Корея сосредоточены почти все производство полупроводников) – факторы, которые еще будут вызывать движение вверх до тех пор, пока внешнеполитическая обстановка если и не придет к разрешению, то по крайней мере зафиксируется в какой-то точке.

В других условиях уменьшающееся предложение вызвало бы взрыв спроса. Но тут коррективы вносит штормящий курс рубля. Значит ли это, что нужно замереть и отложить мысль о покупке в дальний ящик? Вряд ли. Пик невроза у дилеров прошел, но рост будет продолжаться, хоть и не такими темпами. А это значит, что дальше придется переплачивать еще больше. Насколько? В сложившихся условиях делать точные прогнозы дело неблагодарное. По сравнению с нынешними масштабными геополитическими событиями, дефицит микроэлектроники и разрыв логистических цепочек, вызванный вирусом, уже кажется более понятным для прогнозов. Наступают другие реалии.

__________________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на наш канал Автотяга, присоединяйтесь к обсуждению темы. Кто покупал машину за последние два месяца? Делитесь ценами – будем следить за изменениями.