Найти тему

Женские сценарии

Сценарий " Принцесса"

Примеры сказок. Первый сюжет находит отражение в сказке «Рапунцель», а также в различных вариантах сказки «Молодильные яблоки». Второй — «По щучьему велению», «Волшебное кольцо», «Король-Дроздовик».

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРИЯ
Здесь так же, как и в сценарии «Спящая красавица», имеет место нарушение семейной иерархии. Только здесь из-за особенностей отношений родителей
мама воспринима­ется ребенком «выше» чем папа. Частый случай для жен­ского клана, где постоянно транслируется неуважение, пре­небрежение к мужчинам, и в частности к отцу ребенка как к не очень достойному — недостаточно умному, образован­ному, хозяйственному, предприимчивому и т. д.

Есть границы. Девочке с ранних лет транслируется послание, что у нее должно быть все самое лучшее, — и, соот­ветственно, она принимает решение, что должна быть луч­шей. Папа активно поощряет стремление к достижениям, развитию способностей. «Принцессы» —это девочки, в которых родители много вложили, и теперь они стремятся оправдать ту высокую планку, которой, по их мнению, теперь должны соответствовать.

Есть восхищение отца. Не случайно девочка чувству­ет себя принцессой. Одно только «но»: при этом папа как будто служит дочери, то есть его позиция ниже позиции дочери; либо его старания, забота и восхищение обесце­ниваются представительницами женского клана — мамой и бабушками. Такой стереотип отношения и оценки муж­чин естественным образом усваивается девочкой, хоть и противоречит ее собственным чувствам по отношению к отцу, от которых она отказывается, чтобы быть принятой женской половиной своей семьи.

Нет контакта, взаимодействия, близости. Вернее, кон­такт утрачивается с какого-то момента, когда девочка «ра­зочаровывается» в папе, присоединяясь к общему мнению женщин семьи (или мамы как самой главной женщины в жизни девочки), что папа не значим, не достоин. Это су­щественно затрудняет контакт с другими мужчинами, отно­шение к ним как к равным. Мужчина начинает оцениваться с точки зрения его достижений, которых всегда недостаточ­но, поскольку не насыщено уважение к главному мужчине — отцу. Близкий контакт с мужчиной в данном случае подменя­ется манипулятивным взаимодействием и использованием.

Зачастую девочка остается под влиянием матери, сепа­рация от нее остается незавершенной, поскольку контакт с отцом утрачен и он не смог выполнить своей сепаратив­ной функции в полной мере.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЦЕНАРИЙ
У взрослой «принцессы» есть две основные формы разви­тия сценария: «принцесса-приз» и «принцесса в башне».

«Принцессу-приз» по-другому можно назвать «кастри­рующая спортсменка». Название несколько шокирующее, но очень точно отражающее динамику развития сценария.

У такой женщины всегда много поклонников, кото­рые конкурируют между собой. Вернее, именно она, со­знательно или бессознательно, инициирует это соревно­вание за право быть с ней. «Принцесса-приз» дает понять мужчине, что он не один, поэтому ему придется сильно постараться, чтобы выиграть. Ведь она выберет самого достойного! Она — «спортсменка», поскольку и сама всту­пает в это соревнование, демонстрируя мужчине свое пре­восходство и желание получить доказательства, что он ее достоин.

Самое интересное начинается, когда мужчина все-та­ки проходит испытание и оказывается рядом с такой женщиной. Ему транслируется, что в любой момент он может быть отвергнут и заменен другим, стоит ему перестать со­ ответствовать высокой планке, которую задает ему женщина. Причем идет оценка партнера как мужчины или не мужчины, унизительная для его достоинства.

Мужчине тя­жело в таких отношениях: во-первых, они небезопасные, поскольку в любой момент ему угрожает разрыв; во-вторых, очень напряженные из-за необходимости доказывать и соответствовать, а ведь требования могут повышаться; в-третьих, под угрозой оказываются его достоинство и са­ма мужская идентичность. Все эти факторы в совокупности создают условия постоянного стресса, в котором находится мужчина, что также не может не влиять на его способность мочь в самых разных смыслах — социальном, эмоцио­нальном и, конечно же, интимном. В какой-то момент муж­чина либо не выдерживает напряжения и уходит, либо не справляется с растущими требованиями и получает ярлык «недостойный», после чего его сменяет другой поклонник, и цикл повторяется.

Другая разновидность сценария — «Принцесса в башне». В этом случае женщина даже не снисходит до взаимодействия с простыми смертными мужчинами, мотивируя это тем, что ждет самого лучшего. От такой женщины часто можно услы­шать, что хороших мужчин уже не найти, независимо от того, 20 лет ей или 50. Вначале девушка жалуется, что у ее сверстни­ков только ветер в голове, потом — «всех хороших мужчин разобрали, остались одни неудачники». Причем она действи­тельно буквально не замечает мужчин, их внимания, их поло­жительных качеств, поскольку критерии выбора у нее очень завышены.

«Принцесса в башне» ведет себя очень недоступно, хотя ее недоступность отличается от недоступности «спящей кра­савицы»: та диссоциирована, выключена из реального кон­такта; «принцесса» же находится в реальности, только смо­трит на нее очень избирательно и как будто свысока, очень редко снисходя до контакта с мужчинами, да и то лишь для того, чтобы констатировать их «непригодность» для нее.

Манера общения с мужчинами и у «принцессы в башне», и у «принцессы-приза» зачастую высокомерная, обесцени­вающая, задевающая достоинство.

Вообще «принцессы» зря не теряют времени — делают карьеру, много времени уделяют себе, своим интересам, самосовершенствованию. Однако в какой-то момент к ка­ждой приходит осознание, что время идет, а у нее есть все, кроме того, что положено иметь по-настоящему состояшейся, в ее понимании, женщине — партнера и детей. А по­ скольку в ее картине мира все мужчины недостойные, то возможны три варианта развития событий:

♦ отказаться от мужско-женских отношений и материнства, например, остаться в тесных отношениях с ма­терью, выполняя друг для друга роль отсутствующих партнеров;

♦ родить ребенка для себя, когда мужчина допускается в отношения на короткое время либо покидает отно­шения, не выдержав постоянных атак на свое досто­инство; ребенок в этом случае легко приглашается на место отсутствующего партнера, в буквальном смысле должен жить для мамы;

♦ выйти замуж за «недостойного» и жить с ощущени­ем его второсортности, будучи не очень счастливой в браке и транслируя свое восприятие детям; причем это может быть действительно неравный брак (по сте­пени зрелости, состоятельности, уровню образования и т. д.), а может быть таковым лишь в восприятии жен­щины, от которого она сама же и страдает.

К сожалению, деструктивный сценарий «Принцесса» активно поддерживается социумом, в частности женским сообществом, как успешный. С другой стороны, так же рьяно в социуме пропагандируется идея подчинения муж­чине, однако подчинение не означает уважения, оно лишь ведет к возникновению дисбаланса, неравенству в паре, а кроме того, манипулятивное поведение женщины «сни­зу» переживается ею как превосходство и управление «эти­ми недалекими мужчинами».

Поэтому менять необходимо не внешнее поведение, а внутреннее переживание с обес­ценивания и унижения партнера-мужчины на уважение и восхищение им.