Год назад мы с моим другом-муллой поехали к одной таджикской семье. Это была неполная семья: женщины остались в Таджикистане, а мужчины работали здесь на стройке. Они жили на окраине Москвы, в Бутове, в несданном многоэтажном жилом доме — там даже лифт еще не был запущен, хотя было уже тепло и было электричество, а сами они занимались отделкой. В какой-то момент они позвонили моему другу-мулле, потому что решили, что самый младший из них, которому еще не исполнилось 18 лет (ему было 17 с чем-то), одержим, в него вселился джинн, его нужно спасти.
Вообще экзорцизм и одержимость джиннами — это довольно распространенное явление в разных мусульманских культурах. У нас на Северном Кавказе, например, есть Центр исламской медицины, где изгоняют джиннов. И подобные учреждения есть во многих других мусульманских регионах мира или даже в городах вроде Лондона, где много мигрантов. В Москве таких специальных центров нет, но есть люди, которые изгоняют джиннов, — муллы. Чаще всего это таджики.
И вот мы приехали на моей машине к этой таджикской семье. Заехать на территорию стройки было сложно: обычно туда посторонних не пускают. А эту стройку охраняли чеченцы. Мулла вышел из машины, поговорил с ними, они сразу поняли всю серьезность ситуации и пропустили нас.
Обряд начался прямо в машине. Я сидел на водительском сиденье, мулла — на сиденье пассажира, трое человек — сзади: дядя, отец и между ними сам пациент, парень. Он практически ничего не говорил, только стонал. А мулла должен был читать Коран. Ключевой способ изгнания джинна — это чтение определенных сур Корана. Мулла читал нараспев, а парень брыкался, бился в моей машине, и его держали отец и дядя. Я видел очень много обрядов экзорцизма, но, думаю, этот был один из самых динамичных, пациент очень сильно сопротивлялся.
В какой-то момент мулла вышел из машины и пошел к сугробу взять снега, чтобы умыть парня. И тогда тот начал ему кричать на таджикском: «Ты испугался меня! Ты меня испугался! Ты боишься меня — убирайся отсюда!»
Тогда все поняли, что очень сложно будет что-либо сделать в машине, и мы пошли на четырнадцатый этаж, где все они жили. Пешком по темной лестнице. И пока мы шли, парень сбежал. Его не могли найти 30 минут. Он просто не хотел взаимодействовать с муллой. И мулла сказал: «Пока я здесь, он не вернется». И стал читать Коран в пустой комнате. А еще прочитал Коран на воду и оливковое масло, потому что оливковым маслом трут лицо, руки и ноги одержимого, а воду дают ему пить.
В конце концов парень пришел. Его держали четыре человека, он брыкался, кричал, а мулла просто читал суры. И парень успокоился. Но что меня больше всего удивило — он как будто онемел, он перестал говорить. Мулла впоследствии объяснял это тем, что за парня говорил джинн. Он потерял голос джинна, и к нему должен был вернуться его собственный, человеческий голос.
Я хорошо запомнил эту маленькую историю, потому что она довольно динамичная и потому что я испытывал большую эмпатию к этой семье — и к дяде, и к отцу, и к этому молодому мальчику, который впервые оказался в России: зимой, в Бутове, на стройке, в недостроенном многоэтажном жилом доме. Все вместе это имеет и какое-то обыденное мигрантское социальное измерение.
Но давайте вернемся к джиннам. Согласно Корану, Бог создал джиннов, людей и ангелов. Джинны созданы из бездымного огня. И они есть везде. Можно сказать, что они как микробы: мы их не видим, но они есть. Мир джиннов параллелен миру людей, там есть женщины и мужчины, взрослые и дети, русские и англичане, мусульмане и немусульмане, больные и здоровые и так далее. Джинны вселяются в человека при самых разных обстоятельствах. Например, в момент испуга или если человек куда-то не туда пошел, не туда наступил — на помойке, в заброшенном здании. Когда я обсуждал одержимость с муллами, постоянно всплывала тема аморальности. Джинны могут поджидать человека на дискотеках, в барах, в местах, где употребляется алкоголь, наркотики и происходят прочие непотребства.
Вселившись в человека, джинн начинает ему мешать. У тебя трясутся руки, тебя тошнит, все разваливается на работе, в повседневной жизни, во взаимоотношениях с близкими людьми. Но главное — джинн мешает тебе быть мусульманином: не дает ходить в мечеть, где тебя начинает рвать и все тело болит, не дает тебе слушать Коран, не дает тебе общаться с людьми с сильным иманом (верой). И тогда люди обращаются к муллам, которые приходят и читают Коран, чтобы джинн покинул человека.
Разные муллы делают это очень по-разному. Но главное — у них совершенно разные представления о том, стоит ли разговаривать с джиннами. Джинны ведь очень хитрые. Им пять тысяч лет. Они намного умнее и хитрее нас и всегда найдут способ нас обмануть. Соответственно, одни муллы считают, что разговаривать с ними бессмысленно. Другие, наоборот, увещевают их. Сначала стараются понять, кто этот джинн: на каком языке с ним надо разговаривать, мусульманин он или нет. Если это не мусульманин, то мулла стремится обратить его в ислам. А если это мусульманин, то он его увещевает и говорит, что мусульманин не может вредить мусульманину: «Ты должен выйти из этого человека! Ты не должен больше причинять ему боли!»
При этом многие муллы говорили мне, что джинны могут вредить им самим. Например, этим летом один таджикский мулла в Иркутске рассказал мне, что у джиннов есть свои ФСБ, КГБ, ЦРУ. Это метафора, конечно. Они следят за миром людей и муллами — своими противниками: «Ага, вот это наш враг!» И, соответственно, каждый мулла должен выстраивать свою собственную защиту, например совершать дополнительные намазы, молитвы, зикр, то есть поминание Аллаха, в целом вести благонравный образ жизни, избегать любого харама и так далее.
И тут есть один очень важный момент. Я общался со множеством мулл, которые занимаются экзорцизмом, — киргизскими, таджикскими, узбекскими, северокавказскими. Никто из них не является каким-то безумным мракобесом. Они все прекрасно понимают, что такое медицина, и очень многие из тех людей, которые к ним обращаются, при этом ходят в больницы, делают операции, пользуются услугами психиатров и психотерапевтов. Просто для них есть еще такая вот религиозная поддержка. И все эти разные инструменты в критической ситуации становятся актуальными для людей и не противоречат друг другу.
Если то, что я рассказываю о джиннах и экзорцизме, услышит какой-нибудь имам Московской соборной мечети, он скажет, что все это безумная деревенщина, дискредитация ислама и так далее. Но особенность антропологии заключается в том, что мы не исламоведы и не корановеды. Нам интересен не ислам — нам интересны мусульмане. То есть люди вместе со всеми их переживаниями, ошибками, загонами и противоречиями.
TELEGRAM - Horror stories