Отрывки из рукописи дедушки, время хроники предположительно 1957 - 1958 год. Публикуется впервые.
Большинство туристов нашей группы составляли работники отраслей лёгкой промышленности. Естественно, что Интурист разрабатывая маршрут поездки, просил обслуживающую нас фирму «Кук и сын» организовать экскурсии на предприятия лёгкой промышленности. Фирма охотно пошла навстречу пожеланиям и первой организовала посещение мотоциклетного завода. Представитель фирмы спросил у руководителя нашей группы:
- Извините, а что вы называете лёгкой промышленностью?
Пришлось популярно объясняться и после этого нам уже не предлагали машиностроительных заводов.Накануне стало известно, что экскурсия на мотоциклетный завод будет передана по телевидению, правда в хронике. Мы восприняли это как должное, но на всякий случай решили твёрдо помнить, где находимся.
У ворот завода нас любезно встретили. Сопровождавшие нас лица из администрации первым делом разучили русское «здравствуйте», а потом повели по цехам. Этот завод принадлежит фирме «Медженис», не имеющей конкурентов. Предприятие старое, но оборудование новое, хотя и не новейшее. Станки расставлены тесно, вплотную один к другому. Потолки низкие, почти как в комнате. Рабочие одеты по-разному. Видно что спецовки нет. Курят, не отходя от станка. На специальном столике, тут же, в цехе, стоят питьевые кружки - на каждого рабочего своя.
Но не смотря на все это, в помещении чисто и светло. Под каждым станком установлена лампа дневного света. В некоторых цехах играет радио. Рабочие насвистывают мотивы песенок.
Среди нас было несколько директоров предприятий. Один из них, киевлянин П. , бросил как бы невзначай:
- Вернусь домой, установлю в цехах радио. Пусть веселятся и лучше работают.
Мы попали на завод в счастливое для него время: много заказов. Работают полную неделю, в то время как на многих других предприятиях отдыхают и в субботу, и в воскресенье. Рабочие этим довольны (выше заработок), а администрация гордится. Поясняют, что на заводе работают только энтузиасты мотоциклетного спорта. И в порядке поощрения каждому рабочему, проработавшему 20 месяцев, продают мотоцикл за 1/10 часть его стоимости.
Исключения не составляет и администрация. Сопровождающий нас пожилой мужчина сообщил, что он ежедневно делает 50 миль (1 миля =1,6 км) на мотоцикле.Особая честь выпадает коммерческому директору. На мотоцикле, выпущенном в 1903 году, он раз в год приезжает из Лондона до Брайтона (около 60 миль). Такие поездки с рекламной целью вошли в традицию с 1914 года.
На осмотр предприятия многие из нас пришли в светлых костюмах и не остерегались, посадили масляные пятна. Специальной жидкостью, рецепт которой к сожалению нам остался неизвестен, пятна вывели в одно мгновенье.
Тёплый приём закончился столь же тёплым расставанием.После традиционного чая мы поблагодарили хозяев, ещё раз сфотографировались с ними. А на следущей неделе нам вручили журнал, где помещены с фотографиями группы туристов и краткая доброжелательная заметка о визите русских на английский завод.