Найти тему
Ломоносовская школа

Скоро экзамены: волнуйтесь спокойно!

Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать! Контрольные работы, зачеты, публичные выступления — экзамены, экзамены, экзамены…

Всем знакома ситуация — накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить, перед экзаменом — сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но... стоит сесть за стол, немного успокоиться и начать работать с заданиями, как вдруг все всплывает в памяти, становится четким и понятным.

Однако здесь важен один маленький нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться — и чем серьезнее будет эта подготовка, тем меньше будет тревожность.

Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение — ведь на завершающем этапе подготовки требуется интенсивное повторение огромного материала.

Начинайте готовиться к экзаменам заранее, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал за последние дни. Этот подход позволит значительно усилить вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо.

Несколько общих советов, которые помогут успешно подготовиться к экзаменам.

✅ Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Используйте время, которого у вас еще много, как можно эффективнее.

✅ Составьте план подготовки. Для начала определите, кто вы — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

✅ Начинайте с самого трудного — с того раздела, темы, который знаете хуже всего. Но если вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен. Постепенно войдёте в рабочий ритм, и дело пойдет.

✅ Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций. Можно каждому изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.

✅ Рациональное конспектирование в помощь! Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления схем, планов, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

✅ Полезно повторять материал за 15–20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

✅ Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращение к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2–3 минут.

✅ Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторение спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Следует помнить про коварные психологические «ловушки».

Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, порой чувствуешь, что где-то когда-то все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, не будет лишним повторить!

Вторая ловушка — эффект края. Психологи утверждают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

-2

И еще несколько общих советов:

💡 Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который вам предстоит сдавать. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.

💡 Подготовка к экзамену не должна превращаться в монотонную скучную рутину. Двигательная активность во время повторения (жестикуляция, перебирание мелких предметов, сжимание теннисного мячика или кистевого эспандера), а также периодические перерывы, включающие физические разминки, ходьбу, махи руками и ногами, приседания, существенно повысят активность работы мозга. Подвижный отдых во время перерывов можно чередовать со спокойным, например, смотреть в окно, вдаль, на природу.

Соблюдайте режим дня и режим питания. Это важно!

💡 Запретите себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Постарайся направить свои мысли в другое русло: «Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо».

💡 Очень важно выработать конструктивное отношение к экзаменам, воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, стать более внимательными и организованными. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен». Используйте техники саморегуляции — самовнушение, медитацию и дыхательные упражнения.

Обращайтесь за помощью к педагогам, психологу, ходите на консультации. Помните: педагоги — это ваши верные помощники!

У вас все получится!

Автор: Яна Федоровна Тютюнникова, психолог загородной Ломоносовской школы №5